Почему в Эстонии так много новых компаний

Эстония занимает 132-е место в мире по размеру территории. Между тем в этой стране на душу населения открывается больше новых компаний, чем в любой другой стране Европы

В январе этого года в Европе в очередной раз были выбраны компании – финалисты Seedcamp, программы по инвестированию в технологичные интернет-проекты на ранней стадии их развития. Среди 20 победителей четыре стартапа оказались родом из Эстонии. В том числе абсолютный чемпион конкурса – компания GrabCAD, профессиональная социальная сеть для инженеров, где зарегистрировано 10% всех инженеров-механиков планеты.

По мнению Антти Вилппонена, соучредителя и гендиректора сайта по проблемам предпринимательства ArcticStartup, у Эстонии есть три главных преимущества в сфере создания молодых интернет-компаний: позиция руководства страны, успех скайпа и особая культура предпринимательства.

Электронное все

Похоже, в Европе центр высоких технологий и в самом деле сместился на восток. В Эстонии современные технологии стали неотъемлемой частью жизни. По мнению экспертов, это может быть связано с тем, что руководство страны проводит четкую и последовательную политику в этом направлении. Инвестировать в компьютеризацию страны правительство начало сразу после развала СССР в 1991 г. Эстонию не раз хвалили за ее систему пропорционального налогообложения, благодаря которой было создано так называемое электронное правительство – система предоставления информации и оказания гражданам уже существующих государственных услуг посредством максимального использования интернета. «Если вы совместите систему пропорционального налогообложения с интернетом, вы в конце концов создаете систему, которую легко компьютеризировать, потому что налоги выплачиваются пропорционально. А поскольку система пропорциональна и компьютеризирована, люди могут и, более того, платят свои налоги по-настоящему быстро», – говорит президент страны Тоомас Хендрик Ильвес.

В стране за это время созданы системы электронного голосования и электронного здравоохранения. Можно ставить электронные подписи под документами.

Родина скайпа

Еще один важный фактор – бесспорный успех технологических проектов. В любой беседе эстонские предприниматели раз за разом произносят одно и то же название – Skype. Компания была создана шведом и датчанином, но реально построена эстонцами. «Очень важно, чтобы в вашей стране уже существовала одна история успеха технологичной компании. Это создает прецедент для открытия других подобных фирм и показывает, что они могут быть жизнеспособными», – говорит Таавет Хинрикус, основатель TransferWise, службы обмена валюты.

Эту точку зрения разделяет и Андрус Пурде, соучредитель Achoo, профессиональной социальной сети. «Многие люди приходят к пониманию простого факта: если молодой человек, с которым вы когда-то играли во дворе в баскетбол, может создать бизнес в Эстонии и тем самым изменить весь мир, то и вы можете сделать то же самое», – говорит он.

Очень важна также особая предпринимательская культура, зародившаяся в Эстонии еще в советские времена. В те годы в стране была распространена психология, которую можно описать в одной фразе: «Я могу сделать все». «Если вам что-то было нужно, вы делали это своими руками. Мы научились делать все практически вручную и тщательно работать. А это то, что нужно, чтобы создать новую компанию», – объясняет Хинрикус.

Размер имеет значение

Парадоксально, но именно небольшие размеры Эстонии играют ключевую роль в ее успехе. Страна слишком мала, чтобы местные игроки рынка не искали выходов за рубеж. «Размер нашего внутреннего рынка, если не практически полное его отсутствие, заставил нас создавать идеи, интересные всему миру», – рассказывает Хеикки Халдре, гендиректор Fits.me, интернет-магазина модной одежды.

И наконец, еще один важный фактор – это климат, который сделал эстонцев упорными и терпеливыми. «Только терпеливый человек может построить высокотехнологичную компанию. Жизнь в стране, где пять часов светло зимой и пять часов темно летом, закаляет и учит терпению», – улыбается Тонис Сааг, гендиректор и соучредитель Sporlyzer.com, интернет-сайта, посвященного фитнесу.

Тем не менее, рассуждая об успехе и стремительном росте молодых компаний в Эстонии, нельзя забывать о том, что эта страна остается одной из беднейших в Европейском союзе. ВВП на душу населения составляет всего 13 194 евро ($16 500). Это, например, в 2 раза меньше, чем в Швеции, где этот показатель равен 27 039 евро. Однако это чуть больше, чем в соседних Латвии (9930 евро) и Литве (11 041 евро). Более того, уровень безработицы в Эстонии в 2010 г. достиг 16,8%.

Многие неоднократно хвалили эстонскую систему пропорционального налогообложения. Тем не менее на последней конференции молодых компаний в столичном техническом университете участники выражали недовольство по поводу отсутствия соглашений в сфере стоковых опционов, эффективного инструмента привлечения талантливых кадров в компании. Может ли правительство уменьшить налоговое бремя в своем излюбленном высокотехнологичном секторе экономики? Ни за что, отвечает Ильвес. «Ни для кого исключений не будет. Такие исключения разрушат систему», – заявил он.

В мире стартапов надо уметь отличать правдивые факты от обмана, предостерегает Андрес Суси, гендиректор и основатель сайта знакомств Flirtic.com в Таллине. «Я думаю, эстонцы хорошо разрекламировали себя как нацию стартапов. Но еще нужно доказать, можем ли мы превратить начинающий бизнес в реальные компании», – добавляет он.

В этом году независимому государству – Эстонии исполняется 21 год. Можно сказать, что страна празднует совершеннолетие. Сейчас она оборачивается назад и оценивает все, что было сделано. А также думает о будущем и о тех новых препятствиях, что ей предстоит преодолеть.