Стиль работы «патентных троллей» входит в моду

Высокотехнологичные компании всегда осуждали так называемых «патентных троллей» – организации, которые владеют патентами и пытаются нажиться на этом с помощью патентных исков. Но в последнее время многие уважаемые компании сами стали брать на вооружение подобную тактику

В прошлом году пять корпораций – Apple, Microsoft, Research In Motion, Ericsson и Sony – в совокупности потратили $4,5 млрд на покупку более 6000 патентов у обанкротившейся компании Nortel Networks. И вместо того чтобы поделить это богатство между собой, покупатели создали совместное предприятие Rockstar Consortium, передав ему примерно две трети приобретенных патентов. Предприятие, как сообщает его генеральный директор Джон Веши, уже начало переговоры о лицензировании с несколькими корпорациями.

Обычно высокотехнологичные компании выделяют патентные подразделения в самостоятельные предприятия, цель которых – принуждать другие компании к покупке лицензий или же предъявлять патентные иски. Некоторые компании с той же целью продают патенты так называемым «непрактикующим субъектам» (nonpracticing entities, NPE), по сути, являющимся теми же троллями. Как правило, NPE скупают множество патентов и затем используют не для развития на их основе собственных продуктов, а для получения доходов с помощью лицензирования или исков.

«Эта тактика очень распространилась в последние пять лет, появились крупные NPE», – говорит Робин Фелдман, профессор права и специалист по патентному законодательству из Университета Калифорнии (Гастингс).

Успехи крупных NPE, включая Intellectual Ventures Management и Acacia Research, показывают, что скупка патентов может оказаться весьма доходным делом. Только в I квартале 2012 г. доходы Acacia составили примерно $100 млн., говорит Фелдман.

Нажива или защита

Некоторые крупные IT-компании, включая IBM, также в течение десятилетия пытались монетизировать свои патентные портфели, в первую очередь путем лицензирования. Но лишь совсем недавно они стали прибегать к более изощренным методам, в частности к продажам и отпочкованию компаний.

В 2009 г. Micron Technology продала 4200 патентов венчурной компании Round Rock Research, основанной Джоном Демаре, специалистом по патентному праву. Используя этот портфель, Round Rock заключила соглашения о лицензировании с несколькими компаниями и подала ряд исков.

В 2010 г. компания Digimarc продала права на продвижение и лицензирование множества своих патентов компании Intellectual Ventures. Стоимость сделки – $36 млн плюс 20% прибыли, получаемой от использования этого портфеля патентов.

Не все сделки такого рода заключаются с агрессивными целями, иногда они являются средством защиты. В июне корпорация Qualcomm обнародовала план создания самостоятельного предприятия под названием Qualcomm Technologies, которое будет заниматься защитой патентов от исков конкурентов.

Рыночно созрели

Между тем сам рынок, на котором действуют NPE, становится все более зрелым. Эксперты подчеркивают, что еще 10 лет назад у лидера этого рынка, Intellectual Ventures, практически не было заметных конкурентов. Сегодня здесь соперничают многие компании, чьи бизнес-модели несколько отличаются друг от друга. Самой агрессивной из NPE считается Acacia, часто прибегающая к судебным искам, если переговоры о лицензировании заходят в тупик. «До формирования этой отрасли права изобретателей и небольших компаний, владеющих патентами, то и дело попирались крупными корпорациями, – говорит Пол Райан, глава Acacia. – Мы просто сделали условия игры равными для всех».

Майкл Кэрриер, профессор юридического факультета Университета Ратджерса, считает, что развитие рынка NPE изменило общее мнение о том, как деятельность этих субъектов влияет на инновации. «Пять лет назад позиции были четко определены, – говорит Кэрриер. – По одну сторону баррикад были NPE, по другую – корпоративная Америка. Сейчас столь четкой границы нет, NPE уже не считаются безусловными агрессорами».