Качество корпоративного обучения оценят дважды

Международная ассоциация корпоративного образования (МАКО) займется аттестацией тренеров и обучающих программ тренинговых, консалтинговых компаний и корпоративных университетов. Это вторая организация в списке желающих оценивать качество корпоративного обучения в России
А.Махонин/ Ведомости

Координационный совет МАКО в июле решил создать некоммерческое партнерство, которое станет центром добровольной аккредитации для корпоративных университетов, сертификации программ и тренеров для корпоративного обучения. Оно будет учреждено к сентябрю крупнейшими корпоративными университетами страны, членами или партнерами МАКО: университетами РЖД, «Росатома», «АвтоВАЗа», «Росгосстраха», рассказала исполнительный директор ассоциации Ольга Голышенкова.

За последнее время в стране появилось очень много тренинговых компаний, при этом стандарты качества оказались под вопросом, поэтому и решили вводить аккредитацию, считает Евгения Овасапян, директор программ Executive Education «Сколково». «Но нам она не нужна: 90% преподавательского состава у нас профессора ведущих бизнес-школ мира, что уже само по себе является гарантией качества», – говорит она. «Сколково» по итогам 2011 финансового года стало лидером среди школ бизнеса на рынке краткосрочных тренингов и корпоративных программ: школа обучила 4131 человека, заработав на этом $14,8 млн.

По ее словам, этот шаг вызван полным отсутствием критериев для оценки качества тренингов и их преподавателей, а также правовым вакуумом в отношении корпоративных университетов. С нового года вступили в силу поправки к закону «Об образовании», которые исключили программы дополнительного образования из сферы государственного контроля. Уйдя с рынка, государство передало функцию контроля за качеством программ дополнительного обучения общественным организациям, и МАКО решила выработать свои требования к качеству.

Центр добровольной аккредитации МАКО создаст систему сертификации тренерского состава, оценку качества программ корпоративных университетов и тренинговых компаний. Какие они будут, участники ассоциации пока обсуждают.

«Центр – это не только система аккредитации, но и система контроля и поддержки.  Мы создаем новое знание для себя, поэтому должно быть четко определено документами, что можно измерить в программе и до какого уровня», – считает член координационного совета МАКО, руководитель корпоративного университета РЖД Николай Стеблянский.

Голышенкова говорит, что к этой дискуссии планируется привлечь ТПП и РСПП. Эти две организации уже участвуют в разработке другой системы сертификации тренеров вместе с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО), «Деловой Россией», Ассоциацией менеджеров России под эгидой созданного в начале года консорциума по развитию делового образования в России. Детали сертификации впервые будут обсуждаться 12 сентября, сообщил «Ведомостям» официальный представитель РАБО.

«Попытки ТПП, РСПП и РАБО по созданию стандартов работы на корпоративном рынке больше исходят из опыта бизнес-образования. Но корпоративное обучение живет по иным правилам: то, что хорошо для MBA, часто не подходит для корпораций, – считает Голышенкова. – Корпоративные программы должны быть очень гибкими, постоянно обновляться».

Старший вице-президент банка ВТБ Марина Олешек не видит смысла в независимой оценке работы корпоративных университетов. Их результативность должна оценивать сама компания, для чего на рынке существуют разные инструменты оценки и всегда есть возможности провести бенчмаркинг, продолжает она. Зато оценка качества тренинговых услуг – очень актуальная тема. «Работа тренера должна быть качественной и результативной независимо от специфики компании-заказчика. Поэтому аттестующая организация должна грамотно выбирать критерии оценки и пользоваться высочайшим авторитетом. Сегодня при выборе контрагента компании руководствуются скорее не брендом компании, а личным авторитетом тренера. Это проблемы растущего рынка», – считает Олешек.

«Возникновение экспертных независимых ассоциаций, которые могут предложить актуальные стандарты работы на корпоративном рынке обучения, может оказаться позитивным признаком повышения зрелости рынка, – считает Татьяна Щербань, партнер компании Exect Business Training. – Следующий вопрос – насколько рынок доверяет кому-то из них. Для разработки стандартов нужно привлечь потребителей, поскольку самое объективное мерило качества тренинговых услуг – это клиентский спрос».

В других странах школы бизнеса также обычно не аккредитуют такие программы (см. врез), хотя именно на них они в основном зарабатывают.