Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова|Оксана Гончарова

Конфликт основателей free-lance.ru предстоит решить новым совладельцам

У крупной биржи удаленной работы free-lance.ru, которой пользуются более 1 млн человек, сменились акционеры. Смогут ли покупатели долей разрешить конфликт основателей проекта?
Д. Абрамов / Ведомости

В 2003 г. будущие основатели самой крупной на данный момент биржи удаленной работы free-lance.ru Антон Мажирин и Василий Воропаев создали в Петербурге дизайн-студию «Петрограф». Ограниченные финансовые возможности не позволяли начинающим предпринимателям нанять команду дизайнеров, и они постоянно искали фрилансеров на поступающие заказы. Поиски занимали много времени и не давали особого результата.

Структурированного рынка фриланса тогда не было, утверждают Мажирин и Воропаев. И они решили создать свой портал, на котором люди могли бы находить удаленных специалистов на разовые проекты. Пилотный запуск free-lance.ru состоялся в конце 2004 г.

Первоначальных финансовых вложений в компанию, по словам предпринимателей, не было. Платили только программисту, даже хостинг был по бартеру. В первый же день, по словам предпринимателей, на сайте зарегистрировалось 1000 человек, а к концу недели их количество выросло до 2000. Однако после успешного старта проект закрыли. Мажирин и Воропаев поняли, что сервис работает неправильно и требует полной переработки. Обновленная версия запустилась весной 2005 г. Сайт обзавелся лентой проектов вместе с постоянно расширяющимися возможностями сервиса «портфолио», а затем и рядом платных сервисов.

До 2007 г. Воропаев и Мажирин были единственными владельцами компании, в равных долях. Но собственных инвестиций на развитие не хватало. Так у компании появились совладельцы. Осенью 2007 г. HeadHunter Group и фонд прямых инвестиций Digital Sky Tеchnologies приобрели по 20% акций проекта free-lance.ru. У основателей проекта осталось по 30% акций. Сумму сделки ее участники не разглашают, но на тот момент на сайте было зарегистрировано около 100000 человек.

Сейчас же услугами free-lance.ru пользуются более 1 млн человек. На портале ежемесячно публикуется 40000–45000 проектов. Финансовые показатели в компании не разглашают. «Резкий скачок в оборотах произошел во время кризиса 2008 г., с тех пор рынок активно растет каждый год на 80–100%», – говорит Воропаев. Опросив своих пользователей, free-lance.ru сделал вывод, что их гонорары составляют в среднем 45000 руб. в месяц и варьируются в зависимости от специализации: веб-разработчики могут зарабатывать до 200000 руб., доходы переводчиков и копирайтеров могут быть ниже 30000 в месяц. Средний гонорар фрилансера по проекту на сайте составляет 21000 руб.

Сгустились тучи

Переломным для компании можно считать октябрь 2012 г. С этого времени все взаимоотношения между заказчиками и исполнителями осуществляются только через сервис «Сделка без риска».

Заказчик и исполнитель не видят контактов друг друга и договориться вне ресурса не могут. За проведение сделки каждая из сторон платит комиссию: 7% – работодатель и 3% – фрилансер.

В блогах и социальных сетях разгорелись возмущенные дискуссии. В пылу этих дискуссий в сеть просочилось письмо Мажирина к акционерам компании, которое он написал в феврале 2012 г.

Из него стало понятно, что между основателями тлеет давний конфликт, а акционеры компании вот-вот могут смениться. Мажирин свое авторство подтвердил, хотя и не знает источник утечки. В письме он писал о завышенных зарплатных аппетитах Воропаева и возмущался тем, что все решения Воропаев принимает единолично.

«У нас с Василием разногласия по стратегии развития ресурса», – признает Мажирин, сооснователь free-lance.ru.

Первые четыре года жизни компании именно Мажирин был генеральным директором компании. В 2009 г. он по личным мотивам от оперативного руководства бизнесом отказался и от оперативных дел отошел, но остался акционером. По его словам, на тот момент разногласий между партнерами не было. Мажирин и Воропаев вместе наметили план развития. Спустя полтора года Мажирин решил вернуться к управлению, считая, что «Воропаев ведет компанию неэффективным курсом». Но, по его словам, Воропаев ответил, что на данный момент места для партнера в компании нет и они справятся сами. Ситуация зашла в тупик, договориться два партнера не могли, а акционеры Mail Group, по словам Мажирина, отказались вмешиваться в конфликт.

«Воропаев со своих позиций не сдвигался, а воевать мы не хотели. Тогда я стал искать покупателей моей доли, и Mail Group тоже приняла решение продавать свой пакет» – так описывает ситуацию конца 2011 г. Мажирин.

Воропаев утверждает, что никаких серьезных разногласий между акционерами не было. И многое из вынесенного на всеобщее обсуждение в интернет не отражает действительное положение вещей. Все четыре акционера были в курсе всех дел в компании и давали свое согласие на те или иные действия топ-менеджеров, а стратегические решения принимал совет директоров, говорит он.

Новые акционеры

В начале ноября Mail Group продала 40% акций free-lance.ru, 10% из своей доли продал и Мажирин. В компанию вошли два новых акционера. Для обоих эти инвестиции личные и непрофильные.

30% акций приобрел Виталий Мартьянов, акционер и заместитель генерального директора биотехнологической компании «Мастерклон» и фармацевтической компании «Лекко». 20% теперь в руках Артема Бектемирова, генерального директора и совладельца ОАО «Аптечная сеть 36,6», председателя совета директоров ОАО «Верофарм», который также инвестировал личные средства.

«Для меня это новая, но очень близкая по духу отрасль, – говорит Мартьянов. – Я сам ученый, специалист в области биотехнологий, и IT-рынок привлекает меня своей наукоемкостью». Бизнесмен отмечает: для него не впервой развивать проект с нуля. «Все крупные фармацевтические компании, как правило, покупают активы малых предприятий и развивают их», – отмечает Мартьянов. Что до конфликта акционеров – создателей проекта, то, по мнению бизнесмена, ничего серьезного в нем нет: оба предпринимателя стремятся сделать компанию более эффективной, разногласия возникают лишь в тактических решениях. «Я надеюсь, что мы сможем урегулировать эту ситуацию, – говорит он. – Во всяком случае, на одной из встреч мы сказали, что гендиректор компании должен проводить линию, которую для него будут выстраивать акционеры, и все с этим согласились».

«Сделка без риска», по мнению Мартьянова, – правильное решение: это шаг в сторону цивилизованного бизнеса, когда сделки становятся легальными и защищают обе стороны.

Уверен в финансовых перспективах проекта и Бектемиров. «Конфликт акционеров, к сожалению, существовал, но наше участие с Мартьяновым в акционерном капитале на 50% плюс дополнительные инструменты позволяют урегулировать все конфликты, кроме производственных дискуссий». Для себя он рассматривает участие в проекте как финансовое вложение с хорошим дополнением в виде получения опыта функционирования инфраструктурного проекта в интернете. Опыт торгового проекта в интернете у него есть.

Контролируемый отток

Сделка с акционерами Mail Group обсуждалась больше года, рассказывает Воропаев. Еще в 2007 г., когда HeadHunter и Mail.ru покупали по 20% акций, они планировали продать их, когда стоимость компании вырастет.

«Наша миноритарная доля в проекте free-lance.ru всегда была только финансовой инвестицией, и оперативное управление компанией осуществлялось без нашего участия», – рассказывает представитель компании Ксения Чабаненко. Решение Mail Group продать свой пакет, по ее словам, никак с конфликтом между Мажириным и Воропаевым не связано. «Мы вышли из проекта с хорошей прибылью и удовлетворены сделкой», – комментирует Чабаненко.

Сумму сделки участники не разглашают, но, по информации из источника, близкого к акционерам компании, на момент продажи весь проект оценили в $10 млн.

«Количество активных пользователей выросло на 15%, количество регистраций – на 20%, – отмечает Воропаев. – Модель «Сделка без риска» нова и для российского бизнеса, и для российского менталитета, именно поэтому мы столкнулись с трудностями и непониманием». В обсуждениях на форумах участвуют не более 200 человек, а это десятая доля процента от всех активных пользователей ресурса, которые успешно работают по новым правилам, указывает Воропаев.

Следует перестать модерировать личную переписку пользователей и открыть все контакты для пользователей платных аккаунтов PRO, считает Мажирин. У пользователей должен быть выбор – платить за аккаунт или за сервис «Сделка без риска», утверждает он. Однако последствия нововведений октября Мажирин катастрофическими не считает: «По тем цифрам, которые мне известны на данный момент, отток прогнозируемый и контролируемый».

«Данная сделка не так велика по меркам рунета. Лишь напряженные отношения между акционерами приковали всеобщее внимание к этому вполне рядовому событию», – считает менеджер, близкий к одному из участников сделки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать