Вредит ли молодым сотрудникам непринужденное общение в соцсетях

Молодые люди в возрасте до 25 лет настолько несдержанны в социальных сетях, что в будущем могут этим испортить себе карьеру, считают аналитики компании AVG Technologies. Многие эксперты российского рынка труда думают ровно наоборот
Fotolia/ PhotoXPress

Когда после сбоя сервера компании Naumen ее сотрудники попытались связаться с менеджером, отвечающим за эту работу со стороны интернет-сервиса, то в контактах нашли ссылки на страницы менеджера в соцсетях. «В профиле мы увидели весьма откровенные фотографии: вечеринки, алкоголь. После этого отношение и к менеджеру, и к сервису изменилось не в лучшую сторону», – признается Игорь Кириченко, член совета директоров IT-компании Naumen.

«Мы следим за активностью своих сотрудников в соцсетях, так как, например, снимок переговоров в Instagram или неосознанный «чекин» на Foursquare менеджера по продажам в офисе потенциального клиента могут стать ценным сигналом для конкурентов», – поясняет Кириченко.

Путают реальности

Исследовав поведение молодежи в социальных сетях, аналитики компании AVG Technologies пришли к выводу, что молодые люди в возрасте до 25 лет, так называемое цифровое поколение, довольно легко делятся личной информацией на открытых площадках в интернете. Их аудитория включает в том числе и коллег, что может оказать влияние на их карьеру в долгосрочной перспективе.

Опросив около 5000 молодых людей в 11 странах мира, исследователи обнаружили, что 60% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, сдружившихся с коллегами в социальных сетях, никак не ограничивают доступ сослуживцев к своему личному контенту. Более того, 13% респондентов из разных стран признались, что размещали в интернете негативную информацию о своем боссе или компании после неудачного рабочего дня.

«Молодые люди чувствуют себя комфортно в социальных сетях, и это приводит к стиранию границ между личной и профессиональной жизнью. Казалось бы, совершенно очевидно, что высказываться в сетях плохо о боссе или о своей работе неразумно. Важно понимать, что это скажется негативно не только на нынешней карьере человека, но и на его карьерных возможностях в будущем. Наши исследования показывают, что сегодняшние 18–25-летние, так называемое цифровое поколение, должны уделять больше внимания формированию своего онлайн-бренда. Ведь рекрутеры и работодатели с каждым годом все пристальнее изучают интернет-профили соискателей», – считает Тони Анскомб, старший IT-евангелист по интернет-безопасности AVG Technologies.

Кадровик не дремлет

На собеседовании работодатели все чаще выражают интерес к содержанию интернет-профиля соискателя. В США, например, один из восьми респондентов (всего 13%) признался, что на собеседовании упоминалась информация, которую кандидат разместил о себе в интернете. В Италии этот показатель составлял 15%, в Испании – 10%, в Австралии – 9%, во Франции, Германии и Канаде таких работодателей уже 7%.

«И я, и мои коллеги нередко обращаемся к соцсетям при поиске сотрудников, – рассказывает Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити». – Это позволяет получить более полную информацию о кандидате, прежде всего его внешнем виде (при отсутствии фотографий, которые размещают вместе с резюме, на работных сайтах). Также, посетив страницу кандидата, можно получить много второстепенной, но не менее важной информации, на основе которой может быть более отчетливо сформирован образ человека (его интересы, увлечения, принадлежность к какой-либо субкультуре).

Однажды одна креативная IT-компания захотела с помощью «Юнити» закрыть позицию офис-менеджера. Все требования были стандартными, кроме одного: кандидат должен был быть мулатом. «Обзванивать всех подходящих соискателей без фотографии и задавать вопросы по поводу цвета кожи было невозможно, и в этом случае на помощь пришли соцсети», – смеется Антоненко.

«Мы стараемся просматривать личные профайлы, поскольку часто именно в соцсетях можно найти наиболее полное резюме: список предыдущих мест работы, наличие деловых связей и знакомств и т.д. (LinkedIn)», – говорит Кириченко.

«Полная информация о человеке позволяет наиболее объективно оценить кандидата, – согласен Олег Щапов, генеральный директор компании CTI. – Активность в социальных сетях является одним из источников информации. Обычно такое изучение проводится после анализа резюме и собеседования. Излишняя болтливость в сети, использование нецензурных выражений вряд ли позитивно повлияют на имидж кандидата».

В банке «КИТ финанс» личные профайлы кандидатов в социальных сетях не изучают, вне зависимости от их возраста. Считают, что личная история может быть напрямую не связана с профессиональными навыками.

«Я оцениваю кандидата на основе опыта и интуиции, поэтому для меня важна личная встреча, – говорит Наталья Капинос, заместитель председателя правления банка «КИТ финанс». – В ходе разговора получаю исчерпывающую информацию и решаю, подходит ли мне этот человек. Но если сомнения остаются, то окончательное «да»или «нет» я говорю после повторной встречи, а не на основе впечатлений о кандидате в социальных сетях».

Возраст – помеха

Алена Владимирская, основатель интернет-рекрутингового агентства Pruffi, подбирает кандидатов на вакансии прежде всего через социальные сети и с мнением авторов исследования категорически не согласна. Начинала работать Владимирская с Facebook, но около полугода назад зарегистрировала сообщество Pruffi и во «В контакте», где традиционно более молодежная аудитория. На сегодня у Pruffi уже более 20000 подписчиков. Проблему легкомысленного поведения представителей так называемого цифрового поколения она считает надуманной.

Владимирская говорит, что молодые люди, наоборот, гораздо лучше старших товарищей научились использовать социальные сети для построения и развития карьеры. Они ищут через социальные сети не только новое место работы, но и возможности стажировок, участия в семинарах и конференциях, получения образовательных грантов.

«В последние несколько лет я почти не пользовался рекрутинговыми сайтами и всю работу находил в Facebook. Руководители и сотрудники компаний публикуют вакансии у себя на страницах, и можно обратиться к ним лично за подробностями, что всегда приятно», – признается Александр Сопенко, руководитель креативной группы РА «Аффект». Социальные сети Сопенко и сам активно использует для подбора сотрудников. Недавно нашел там нового копирайтера.

«Разумеется, мы всегда смотрим профили претендентов в соцсетях. Уверен, так же делают в большинстве компаний. У меня вообще ссылка на Facebook есть в резюме. Поэтому я иногда задумываюсь, следует ли публиковать там личные посты и фото или использовать нецензурную лексику», – говорит Сопенко.

«Действительно, молодежь активно добавляет «в друзья» коллег, но прежде всего потому, что для молодых людей, поступивших на свое первое-второе место работы, коллеги действительно становятся друзьями, на работе развиваются отношения, создаются семьи, и в этом смысле границы действительно стираются», – сказала Владимирская. Ничего плохого или угрожающего карьере она в этом не видит. Насторожить ее могли бы только негативные публичные высказывания о своем прошлом работодателе.

По мнению Владимирской, собственной карьере могут скорее навредить в соцсети люди более старшего поколения, кандидатуры которых рассматривают уже на более серьезные позиции. Откровенные фотографии и высказывания в «Одноклассниках» дамы «за 30», претендующей на должность главного бухгалтера, могут вызвать гораздо более острую реакцию работодателя, заключает эксперт.