Какую выгоду приносит компании общение ее гендиректора с инвесторами

Для инвесторов, приценивающихся к акциям какой-либо компании, возможность пообщаться с ее гендиректором хотя бы несколько минут может иметь огромную ценность – такое общение позволяет лучше понять стратегию и перспективы компании

Крупные взаимные фонды, намеревающиеся приобрести долю в той или иной компании, обычно стремятся устроить встречу с ее руководителем. Но в условиях экономической неопределенности и другие категории инвесторов почувствовали необходимость личных встреч с главами компаний. Для генеральных директоров это означает одно: на руководство компанией остается меньше времени.

Пол Рейнз возглавил компанию GameStop в 2010 г., и в последующие два года встречи с инвесторами и аналитиками постепенно занимали в его рабочем графике все больше и больше места. Сейчас на подготовку и проведение таких мероприятий у него уходит 25–30% времени. Встречи проходят либо в техасской штаб-квартире GameStop, либо в крупных центрах инвестиционного рынка вроде Бостона, Нью-Йорка, Чикаго или Сан-Франциско. Инвесторы хотят побольше узнать о планах экспансии компании в сегменте цифровых игр, а цель самого Рейнза – переубедить скептиков, «закорачивающих» акции компании.

Рейнз старается анализировать поступающие от участников встреч отклики. В частности, компания в начале года решила начать выплачивать дивиденды, получив множество соответствующих предложений от инвесторов. «Непросто заниматься повышением производительности, если при этом приходится еще и работать руководителем продаж, – жалуется Рейнз. – Забота о нуждах сотрудников, клиентов и инвесторов – это искусство жонглирования».

Фил Фернандес, генеральный директор компании Marketo, поставляющей ПО для автоматизации маркетинга, смог в полной мере ощутить прелести общения с инвесторами, когда компания начала подготовку к IPO. Сейчас на это общение, включая серии выездных презентаций и частные встречи, уходит примерно 20% его рабочего времени.

По словам Криса Ходжеса, основателя консалтинговой фирмы Alpha IR Group, многие инвестиционные фонды сейчас следуют писаному или неписаному правилу: акции компании покупаются только после встречи с генеральным директором. «Если вы не играете по правилам Уолл-стрит, это влияет на вашу капитализацию», – поясняет Ходжес. Alpha IR рекомендует своим клиентам из числа мелких и средних публичных компаний выделять на встречи с инвесторами не меньше двух дней в месяц.

Теоретически польза от непосредственного общения с руководителями для инвесторов невелика: законы и регулирующие нормы требуют, чтобы публичные компании делились важной информацией сразу со всеми инвесторами посредством открытых отчетов. И все же, как отмечает профессор Гарвардской бизнес-школы Юджин Солтс, иногда встреча с гендиректором дает инвестору определенное преимущество. Исследование рынка, которое Солтс проводил с 2004 по 2010 г., показало, что инвесторы, чаще встречающиеся с главами компаний, чаще принимают удачные инвестиционные решения, т.е. приобретают акции накануне роста их котировок и продают перед началом снижения.

Вилли Уокер, генеральный директор Walker & Dunlop, рассказывает, что на встречах инвесторы все время пытаются получить от него конфиденциальную информацию о его компании и конкурентах. «Они говорят: понимаю, вы не можете об этом говорить, но все же хотелось бы услышать о том-то и том-то, – говорит Уокер. – Приходится брать с собой специалиста из IR-отдела и контролировать свою мимику, подобно игрокам в покер. Ведь даже еле заметные движения и жесты иногда могут многое подсказать. Люди буквально охотятся за информацией».

Дэвид Мелчер, в прошлом году получивший должность гендиректора аэрокосмической корпорации Exelis, признает, что тратит на общение с инвесторами больше времени, чем его предшественник, – три-четыре дня ежемесячно. Недавно Мелчер вернулся из поездки по ряду городов, в которой провел встречи с восемью инвесторами, из которых только один является держателем акций Exelis: «В беседах я демонстрировал руководство с лучшей стороны и доказывал собственную состоятельность».

Трудно сказать, как влияет частота встреч с инвесторами на производительность компании. В 2011 г. по инициативе Гарвардской бизнес-школы было обследовано порядка сотни итальянских компаний. Выяснилось, что компании, руководители которых общались с инвесторами, поставщиками и внешними консультантами больше, чем с «инсайдерами», добивались больших прибылей и продаж.

«Но инвесторы требуют встреч все настойчивее, и в какой-то момент я решил установить этому какие-то границы, – жалуется Фернандес. – Надо же когда-то и компанией руководить! Хотя тут легче сказать, чем сделать. Не получишь денег – не будет и компании».