Создание стартапов уменьшается, но их качество растет

Создание стартапов в прошедшем году окончательно утеряло модный флер. Количество новых проектов уменьшается, но их качество растет. И хотя институтов поддержки предпринимателей стало больше, эксперты считают, что бизнес-климат дестимулирует частную инициативу
А. Махонин/ Ведомости

«Для нас приоритетная задача – добиться закрепления понятия «социальное предпринимательство» на законодательном уровне», – говорит Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее». Социальное предпринимательство уже поддерживается государством в лице Минэкономразвития, Агентства стратегических инициатив, но на данном этапе ему, по словам Зверевой, необходимо придать четкий статус.

Сменить модель. Борис Титов

уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России. «В 2013 г. мы наконец-то должны уйти от стабилизации нашей сырьевой модели экономики и вместе с предпринимателями прийти к модели развития несырьевого сектора»

Начиная с кризисного 2009 года идеи массового вовлечения россиян в предпринимательство, создание собственных бизнесов активно пропагандировались и поддерживались и государственными структурами, и различными частными фондами. «Ведомости» поинтересовались у экспертов, с каким настроем они входят в последний год «пятилетки» всеобщего предпринимательства.

«Господдержка малого и среднего бизнеса перестала восприниматься обществом как пустые разговоры, – убежден Антон Гервасьев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. – И сейчас объем заявок от предпринимателей превышает предложение».

В 2012 г. по рейтингу «Опоры России» Екатеринбург стал лидером среди городов-миллионников по созданию условий для ведения предпринимательской деятельности. Гервасьев считает, что за последний год деловой климат изменился к лучшему.

Защищают, но сносят

Бурным выдался год и для столичных предпринимателей. Еще в феврале в Москве появился штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, одной из основных задач которого было содействие устранению административных барьеров, а также работа с жалобами и обращениями предпринимателей.

Именно создание штаба Алексей Комиссаров, глава департамента по науке, промышленной политике и предпринимательству, считает одним из ключевых событий года. По его словам, с февраля к ним поступило более 200 обращений предпринимателей и 130 вопросов удалось закрыть, попутно решив ряд системных проблем, таких как подключение к электросетям и газопроводу нежилых помещений жилых домов.

«Конечно, не все решается гладко. Мы довольно часто сталкиваемся с противостоянием разных чиновников, которые работу предпринимателям облегчать не спешат, – говорит Комиссаров. – Наша задача – не превратить это все в кампанейщину, когда та или иная структура отчитывается о сделанном, ставит галочку, а потом все откатывается к старым порядкам».

Комиссаров признает, что в новый год перешло и много нерешенных вопросов по размещению нестационарных торговых объектов. Кампания по наведению порядка в этой сфере стартовала в ноябре и вызвала много недовольства как со стороны предпринимателей, так и со стороны некоторых производителей, при том что все участники рынка согласны с необходимостью единых прозрачных правил размещения объектов торговли.

Борьбу с ларечниками в Москве Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, считает одним из важных событий года со знаком минус. Кампанию по сносу палаток и по суду, и безо всяких судебных решений только потому, что этого захотела региональная власть (столичная прокуратура в действиях власти нарушений не нашла), по его словам, хотели поддержать и другие регионы. Но там прокуратура вступилась за ларечников. «Получается, прокуроры защищают владельцев киосков везде, кроме Москвы», – приходит к выводу эксперт.

Взросление стартапов

«Стартап-активности в России всего 2–2,5 года. И первая волна энтузиазма, связанная с активным продвижением в массы идей создания стартапа, начала спадать», – говорит Аркадий Морейнис, создатель «Главстарта».

Явная тенденция 2012 г., по словам Морейниса, в том, что стартапы из моды стали превращаться в бизнес. Подход к проектам и у инвесторов, и у предпринимателей стал более взвешенным, деловым.

«Многие стартаперы первой волны были уверены, что дело пойдет быстрее, а денег будет больше. Однако блицкриг не удался. Все осознали, что работа со стартапом сложна. И надо вкалывать, как и над любым обычным бизнесом. Ощущать себя, как в стае жар-птиц, не стоит», – советует Морейнис.

Возможно, количество финансируемых стартапов будет уменьшаться, прогнозирует эксперт. Раньше проекты часто финансировали по принципу «хорошие ребята, горят идеей, надо им помочь». Теперь волна энтузиазма обретает бизнес-формы. Подтверждением этого Морейнис считает приход в Россию крупнейшего стартап-акселератора Кремниевой долины Plug&Play.

Добились признания

Переломным для социального предпринимательства считают прошедший год в фонде «Наше будущее», созданном по инициативе Вагита Алекперова пять лет назад. Фонд фактически первым в России стал активно продвигать идею создания именно социально ориентированных бизнесов. Поддержал уже более 70 региональных проектов, зарегистрировал в конце 2012 г. первый в России товарный знак «Продукция социального предпринимательства», который позволит покупателям делать осознанный выбор в пользу продукции и услуг социальных предпринимателей.

Будущее Буеву представляется не очень оптимистичным. Он полагает, что бизнес-климат в стране продолжает дестимулировать частную инициативу и сдерживать развитие предпринимательства. «Основным фактором развития в этом году было наличие платежеспособного спроса. Микробизнес продолжал стагнировать (несмотря на существенные грантовые вливания), малый бизнесс числом работников от 15 до 100 человек и годовым оборотом до 400 млн руб. за счет спроса со стороны населения и крупного бизнеса даже подрос, но тенденция в следующем году без улучшения качества регулирования и правоприменительной практики может смениться спадом».