Стоит ли менять управленцев-людей на управленцев-роботов

Вряд ли найдется работодатель, готовый заплатить $6 млн за гендиректора-робота. Но гендиректоров, которые управляют бизнесом с помощью технологий, предостаточно
Fotolia/ PhotoXPress

Один британский футбольный клуб недавно проинформировал болельщиков о том, что на вакантное место менеджера команды появился новый кандидат. В электронном письме соискатель сообщал: «Мне всего 15 лет, и у меня нет опыта в коучинге. Но я отлично умею играть в компьютерную игру Football Manager».

Подобные строчки в резюме кандидатов теперь не редкость. В ноябре прошлого года футбольный клуб «Баку» нанял главным тренером команды 21-летнего Вугара Хусейнзаде. Бывший студент факультета бизнеса Бостонского университета решил, что управлять командой ему поможет опыт, приобретенный за время многолетних игр в компьютерную игру Football Manager. А почему нет?

Конечно, большинство людей скептически относятся к тренерам команд, научившимся футболу в компьютерной игре, гендиректорам, контролирующим компании на удаленном доступе, виртуальным врачам или пилотам, управляющим самолетами с земли. «Он самый настоящий робот» или «она словно автопилот включила» – это лишь два хрестоматийных высказывания недовольных сотрудников о гендиректорах, которых они критикуют. В самом деле, удаленному топ-менеджеру гораздо легче спрятаться от последствий своих действий. Уткнувшись в экран компьютера, такой руководитель с легким сердцем будет закрывать фабрики и увольнять людей.

Между тем все крупные международные компании используют сегодня дистанционный менеджмент. Многие гендиректора не могут лично контактировать со всеми подчиненными на регулярной основе. Ведь под их началом работают десятки тысяч людей. Каким будет следующий шаг? Может, стоит еще больше автоматизировать процесс управления и заменить управленцев-людей на управленцев-роботов? Ведь последние становятся все более совершенными и в отличие от людей не допускают глупых ошибок.

Менеджеры все чаще используют в работе разные технологии. В таких компаниях, как Xerox и Walmart, компьютерные программы составляют графики совещаний и упрощают процессы коммуникации между людьми. Компьютеры мониторят и анализируют данные, необходимые для работы операционным директорам. Они руководят цепочками поставок, облегчая тем самым работу менеджерам по закупке. Они же оценивают, фильтруют и составляют списки отобранных кандидатов для подразделения по управлению человеческими ресурсами.

Скотт Адамс, создатель комиксов об инженере Дилберте, предположил, что сетевые роботы, подключенные к внешнему серверу с помощью сетевого кабеля, могут лучше людей управлять проектами с точки зрения сроков выполнения работ и формирования бюджета. «Одно из больших преимуществ робота-менеджера в том, что он может быть жестким и бескомпромиссным настолько часто, насколько это будет нужно», – написал он недавно в блоге. Найджел Райнер, директор по исследованиям аналитической компании Gartner, в одном из докладов предсказывает эволюцию прогностических программ, которые будут вносить обновления в стратегии компаний и перестраивать автоматически бизнес-процессы. Люди-менеджеры смогут тогда сконцентрироваться на инновациях, поиске новых возможностей для развития бизнеса и завязывании новых контактов, которые нужны для успеха компании.

Но и в человеческих отношениях благодаря технологиям произойдет целая революция. Исследователи из Массачусетского технологического института разработали вполне пригодную для использования «социально-эмоциональную технологию», позволяющую людям-аутистам распознавать мельчайшие оттенки проявления человеческих эмоций, которые без этой технологии они не смогли бы различить. Возможно, эти достижения техники пригодились бы в работе и топ-менеджерам компаний.

Со временем электронные информационные панели показателей, созданные для гендиректоров, начнут автоматически контролировать и проверять работу каждого сотрудника компании и предлагать руководителю способы мотивации персонала. Такие электронные инструменты управления станут такой же обыденностью, какой уже стали мобильные телефоны.

Роботы-лидеры, конечно, в ближайшее время останутся достоянием научной фантастики – не в последнюю очередь из-за страха людей потерять рабочие места и боязни финансовых неудач. Но стоит признать, что менеджеры-бионики, этакие аналоги Стива Остина, героя американского сериала 1970-х гг. «Человек на шесть миллионов» (The Six Million Dollar Man), нужны компаниям. Остин был космонавтом, который получил травму. В его тело ввели множество механических имплантов, что сделало его необычайно сильным. Каждая серия начиналась словами: «Джентльмены, мы его заново «отстроили». Теперь он лучше, чем прежде. Лучше, сильнее и крепче». Такой совершенный человек стоит всего каких-то $6 млн, намного дешевле, чем способный ошибаться гендиректор из плоти и крови.