Работа за 8,5 евро в час

Пока профсоюзы, компании и чиновники в Германии спорят, стоит ли устанавливать минимальный размер оплаты труда для синих воротничков, те зарабатывают все меньше
Примерно треть сотрудников баров и ресторанов в Германии работают без определенного оклада/ AP

Сабрина Декер ежемесячно зарабатывала 1100 евро ($1429) в одном немецком колл-центре. Но потом работодатель вынудил ее подписать новый контракт, по которому она получает 40 центов за каждый обработанный звонок, а не почасовую плату, как раньше. Несмотря на то что женщина работает 12 дней подряд и потом только два дня отдыхает, теперь она приносит домой менее 1000 евро в месяц ($1300).

Жертвы реформы

Пока в других странах Европы обсуждают заоблачные зарплаты топ-менеджеров, немецкие избиратели и политики выражают озабоченность диккенсовскими условиями работы определенных групп работников на немецком рынке труда. Условия стали таковыми после реформ, проведенных восемь лет назад с целью сделать рынок труда более гибким.

«Политики превратили работу в товар, мало отличающийся от какой-нибудь конины», – написал с негодованием комментатор немецкого журнала Stern в связи со скандалом вокруг испорченного мяса в Европе. Заявления об эксплуатации низкоквалифицированного персонала раздаются в Германии чуть ли не ежедневно.

Сайт, где рассказывается о Декер, принадлежит профсоюзам. Здесь можно найти много подобных историй. Их герои носят вымышленные имена из страха репрессий со стороны работодателей. Чего стоит, например, история охранника Рольфа Брюхера, который несчастлив от того, что, работая в штате компании, получает 7,38 евро ($9,59) в час. Но с работы он не уходит, потому что на рынке труда есть только внештатные контракты. «Стоит только раз попасться на эту удочку и начать работать по контракту, потом ты уже не сможешь выкарабкаться», – уверен он.

Временных все больше

Профсоюзы в сфере услуг и ресторанного бизнеса Verdi и NGG инициировали кампанию с требованием установить минимальную почасовую оплату труда на уровне 8,50 евро ($11,04). Но органы власти сопротивляются.

После выборов месяц назад в Нижней Саксонии оппозиционные партии социал-демократов и зеленых получили большинство в верхней палате парламента, Бундесрате, и теперь планируют изменить трудовое законодательство. Ангела Меркель и ее партия христианских демократов испытывают еще большее давление. Они давно призывали установить для неквалифицированных работников минимальный размер оплаты труда. Но их предложения блокировала Свободная демократическая партия Германии, лоббирующая интересы бизнеса. Теперь, оказавшись в меньшинстве, даже эта партия, похоже, изменила свое мнение.

Многие социальные реформы были проведены предшественником Ангелы Меркель, социальным демократом Герхардом Шредером. Они помогли властям заставить неквалифицированных безработных устраиваться на работу, не требующую особой квалификации. По расчетам государственного немецкого института по изучению рынка труда и вопросам занятости, примерно треть работников баров и ресторанов и четверть ассистентов продавцов в магазинах работают сейчас как временщики без четко определенного размера оклада. В Германии сейчас насчитывается 7,4 млн рабочих мест, которые не облагаются налогами и где работникам платят всего 450 евро в месяц, а то и меньше. Еще 900 000 человек работают по контрактам.

По данным Евростата, неквалифицированная рабочая сила составляет 22% немецкого рынка труда, что на 2% больше, чем в 2006 г., и на 5% выше среднеевропейского уровня. Аналогичный показатель можно встретить только в Великобритании, еще выше он в Восточной Европе.

Это не выход

Установив минимальный размер оплаты труда в секторе неквалифицированных работ, канцлер хочет избежать изоляции сектора низких зарплат от остального рынка труда. В списке уже более десятка секторов экономики с некоторыми различиями в зависимости от региона. Туда, например, включены 600 000 строителей и охранников.

Компании, однако, выступают против установления минимального размера оплаты труда во всех секторах экономики. Ханс-Питер Кайтель, в свое время председатель Федерального объединения немецкой промышленности, заявил в сентябре прошлого года, что подобные действия увеличат затраты компаний во времена затянувшегося экономического спада, что в конечном счете приведет к сокращению рабочих мест. И он получил поддержку, откуда не ожидал.

Карл Бренке из института экономики DIW заявил, что попытки залатать дыры в рынке труда не решат его проблем. Некоторые исследователи считают, что установление минимального уровня оплаты труда не приведет к исчезновению рабочих мест, но это звучит неубедительно, добавил он. «Если политики все же решат это сделать, то я бы на их месте делал это очень осторожно. Думаю, 8,50 евро ($11,06) за час – слишком высокий уровень минимальной оплаты труда. Я бы начал с 7 евро в час ($9,1)», – говорит он.

По его мнению, последние выступления – результат предвыборной тактики некоторых политиков. На самом деле рынок труда начал меняться уже давно, самые плохие времена пришлись на 2006 г. По подсчетам Бренке, пропорция низкооплачиваемых работников на рынке труда стабильно составляет с тех пор 22%. А количество контрактников даже сократилось.

«Работникам нужно поднимать зарплату в зависимости от производительности труда и инфляции», – поясняет он. Это единственный верный способ стимулировать спрос и создавать нужные рабочие места, заключает эксперт.