Маркировка вакансий для людей с инвалидностью

Особая маркировка вакансий, доступных для людей с ограниченными возможностями, появилась на портале HeadHunter три месяца назад. Помогает ли новый инструмент людям с инвалидностью смелее и активнее искать работу, а работодателям их нанимать?
Fotolia/ PhotoXPress

«Маркировка вакансий для людей с инвалидностью – некоммерческий, но очень важный для нас сервис», – говорит Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter. С момента запуска проекта (конец ноября 2012 г.) – такую маркировку получили 1435 вакансий по России, 328 по Украине, 238 по Казахстану, 113 по Белоруссии. Пока это всего 0,28% от всех вакансий, размещенных на портале. Но к концу года маркировку получат уже 3–4% вакансий, прогнозирует Жуков.

Чуть менее 50% таких вакансий приходится на Москву, следом идут Петербург, Татарстан, Нижний Новгород. Чаще других подобные вакансии встречаются в разделах продаж, административного персонала, IT-телекома и вакансиях, не требующих особой квалификации и опыта.

Говорить не хотят

Директора по персоналу десятка компаний, пометивших вакансии такой маркировкой, прокомментировать это свое действие «Ведомостям» не захотели. Кто-то отказался, сославшись на нежелание «пиариться на такой теме», кто-то считает, что раньше чем через год анализировать пользу от нового инструмента не имеет смысла.

Среди вакансий, размещенных на портале hh.ru «Лабораторией Гемотест», шесть имеют специальную маркировку. Но пока никто из соискателей с инвалидностью в компанию не обращался. «Мы решили использовать этот инструмент, – считает Ирина Васильева, директор департамента управления персоналом «Лаборатории Гемотест». – Пусть людям с инвалидностью будет проще искать подходящие вакансии. Хотя мы все равно рассматриваем кандидата только по профессиональным компетенциям».

«Это полезный инструмент, – убежден Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства РООИ «Перспектива»: «В России человек с инвалидностью опасается откликаться на многие вакансии, даже когда его квалификация соответствует описанию, просто заранее ожидая отказа».

Пока не будет правильного визуального ряда для резюме кандидатов с инвалидностью, восприниматься они не будут, считает Оксана Заикина, ведущая телеканала «Инва-ТВ». Работодателю важно понимать, как выглядит кандидат. «Слишком силен стереотип в обществе, что инвалидность всегда неприятна внешне. Люди боятся», – говорит Заикина. По ее словам, помогает только личное общение с работодателем. Но до такого интервью почти никто не доходит. Заикина сама передвигается на коляске. На канале «Инва-ТВ» она делает программу «Империя красоты» (проект, аналогичный «Модному приговору», в данном случае героини – девушки с инвалидностью, на колясках) и как продюсер подыскивает торговые марки, готовые предоставить одежду для шоу. Чаще всего менеджеры компаний поначалу отказываются сотрудничать, отговариваются, что это не входит в рекламную концепцию бренда. «Получается, что инвалид в одежде такой марки ходить не может», – грустно констатирует Заикина.

Привлекли внимание

Программу популяризации трудоустройства людей с ограниченными возможностями «Все разные. Все равные» телеканал «Дождь» запустил летом 2011 г. На сайте телеканала разместили более 30 резюме кандидатов с инвалидностью. За их судьбой на «Дожде» наблюдают уже второй год.

«Ситуация с трудоустройством по-прежнему сложная. Но у каждого за это время было в среднем по три нормальных предложения о работе, – рассказывает Ольга Попкова, продюсер социальных проектов телеканала «Дождь». – Кому-то вакансии подошли, кто-то спустя несколько месяцев уволился, не выдержав сложностей трафика. Много было предложений удаленной работы». И пусть до сих пор работу найти удалось не всем, вся эта деятельность, по словам Попковой, дала полезный эффект: люди, которые годами существовали в замкнутом мире, почувствовав внимание к себе, ожили, поверили в себя и сами стали более активными.

«Люди с ограниченными возможностями действительно часто стесняются искать работу, считают, что их высокая квалификация не так важна для работодателя, как физическое здоровье», – признает Ася Лейкина, вице-президент по работе с персоналом «Кредит Европа банка». В конце прошлого года в этот банк пришел работать один из подопечных «Дождя», специалист по информационным технологиям Игорь Гаков. Правда, работу он нашел самостоятельно.

Но участие в проекте «Дождя» принесло ему несколько крупных проектов, заказчики приходили, увидев его мини-резюме на билбордах на улицах Москвы. Сейчас Гаков работает удаленно из дома, хотя против работы в офисе не возражал бы. «Дома маленький ребенок не всегда дает сосредоточиться, да и коллективный разум всегда полезен и интересен», – считает Гаков. Но пока свободного места в офисе для него не нашлось.

Гаков считает, что ему повезло, что у банка активная социальная позиция: «Но до момента, пока это станет нормой жизни в России, пройдет еще вечность».

По словам Лейкиной, в найме специалистов с инвалидностью есть минусы и плюсы. Такие люди более лояльны и не склонны часто менять работу. В числе минусов эксперт выделяет необходимость оборудовать здание пандусами и специальными лифтами.

Наталья Яковлева, президент ГК «Авис» и мама взрослого ребенка – инвалида, предлагает не перекладывать на бизнес проблемы социального характера, которые должны решаться государством: «В нашей стране до сих пор нет даже элементарных удобств – ни на лестничных пролетах, ни в общественных туалетах. Инвалиды по всей России до сих пор не способны интегрироваться в социальную жизнь, и система им в этом не помогает».

Своими силами

А временами мешает. В начале 2012 г. Региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Перспектива», трудоустроившая не одну сотню людей с инвалидностью в Москве, планировала тиражировать свой опыт в регионах. Но воплотить программу удалось лишь частично. Агентство США по международному развитию (USAID), финансировавшее программу, по решению российского правительства было вынуждено свернуть деятельность и уйти из России.

Благодаря поддержке Минэкономразвития Новиков с коллегами издали брошюры с описанием технологии, провели обучающие семинары в Москве и видеоконференции для специалистов в регионах. Но от создания региональных центров по трудоустройству инвалидов на местах пришлось отказаться. Других желающих финансировать проект в стране не нашлось.

Впрочем, Новиков не унывает. Конкурс «Путь к карьере» (трудоустройство молодых специалистов с ограниченными возможностями) вызывает все больший интерес работодателей. «Наиболее активны западные компании, работающие в России. С российскими компаниями работать сложнее. Слишком много стереотипов и предубеждений», – разводит руками Новиков.