Слежка за сотрудниками становится нормой

Чтобы раздобыть еще больше информации и пустить ее на благо производства, работодатели используют электронные приборчики, отслеживающие, как сотрудники работают и общаются
Bloomberg

Несколько лет назад Bank of America решил выяснить, зависит ли производительность труда работников его колл-центра от интенсивности личного общения сотрудников между собой и сплоченности коллектива. Для этого руководство банка попросило 90 работников надеть на несколько недель бейджи с крохотными сенсорными устройствами, которые должны были измерять и записывать их движения и тон голоса во время разговора.

Исследование показало, что самая высокая производительность труда отмечается в дружных коллективах, где коллеги часто разговаривают друг с другом. Чтобы подтолкнуть работников к общению, банк изменил расписание обеденных перерывов, сделав их групповыми, а не индивидуальными, как раньше. В результате производительность труда выросла на 10%, говорит Майкл Арена, бывший директор по персоналу Bank of America, который помогал проводить исследование.

Жучки перемен

Прикрепленные к ремням на одежде или встроенные в офисную мебель, новейшие сенсорные устройства записывают, как часто люди встают с рабочего места, когда и сколько советуются с коллегами и как проводят встречи.

Компании утверждают, что девайсы позволяют им собрать те данные о работе сотрудников, которые трудно получить каким-либо другим путем. Проанализировав новую информацию, работодатели вносят иногда мелкие, а порой весьма значительные изменения в систему управления персоналом. Перемены могут коснуться всего, от коррективов в расписании перерывов на кофе до изменения состава отдельных рабочих групп. Цель при этом одна – подтолкнуть людей к сотрудничеству и повысить производительность их труда.

Защитники следящих девайсов говорят, что современный мир так или иначе напичкан электронными устройствами, позволяющими следить за человеком. О местонахождении сотрудника можно, например, узнать по сигналу, посланному его смартфоном или корпоративной магнитной карточкой, удостоверяющей его личность. К тому же ношение сенсорного устройства не является обязательным для сотрудников. Они могут от него отказаться.

«И все же сбор данных о поведении человека довольно скользкая тема», – замечает Дэйв Лэтроп, директор подразделения по проектированию офисов будущего компании Steelcase, которая разрабатывает сенсорные устройства слежения для бизнеса и уже применяла их в собственном офисе.

Уйдет или останется

Личная информация, собранная с помощью сенсорного бейджа, может и в самом деле рассказать многое о сотруднике: по жестам и движениям человека можно определить, уйдет он скоро из этой компании или попросит повышения.

Сенсорные устройства редко радикально меняют жизнь компании. Но они выявляют массу мелочей, которые можно изменить к лучшему. Бен Уэбер, гендиректор Sociometric Solutions, вспоминает, как однажды он работал с одной технологической компанией и неожиданно выяснил, что производительность труда и степень сплоченности коллектива могут зависеть даже от таких мелочей, как размер обеденных столов в столовой. Оказалось, что сотрудники, которые обедают за столом на 12 человек, работают продуктивнее, чем те, что едят за столом, где помещаются только четверо.

Около 90% работников 50 крупных и средних компаний, сотрудничавших с Sociometric Solutions, добровольно согласились надеть сенсорные бейджи, лишь бы улучшить условия труда в компании.

Льюис Мэлтбай, президент американского национального института по защите прав трудящихся, говорит, что использование в офисе сенсорных технологий вполне законно. «Нет ничего противозаконного в том, чтобы следить за деятельностью своих сотрудников в пределах офиса компании», – говорит он. И все же Мэлтбай предостерегает: рано или поздно работодатели захотят получать личные сведения о своих работниках. «Найдутся провайдеры этих услуг, готовые продать за деньги личную информацию о сотрудниках. Закон этого не запрещает. Но хотите ли вы, чтобы ваш работодатель знал всю вашу подноготную?» – заключает он.