Объем мирового рынка поиска руководителей высшего звена сокращается

За 2012 г. объем мирового рынка поиска руководителей высшего звена сократился на 6,4% до $9,74 млрд. Эксперты пытаются разобраться, что случилось: был просто не самый удачный год или появились первые признаки серьезных проблем

В российском офисе Heidriсk & Struggles в прошлом году обновилась команда, рассказал Ваагн Манукян, управляющий партнер московского офиса компании. Сейчас консультанты Heidrick & Struggles работают над несколькими проектами, в том числе поиском ректора для школы управления «Сколково». Главная проблема на рынке поиска руководителей высшего звена и в мире, и в России – не в снижении потребности в талантах, а в неблагоприятной рыночной конъюнктуре, рассказал Манукян. Отсюда стагнация спроса и поиск работодателями «недорогих», но не всегда лучших альтернатив, подчеркивает он.

Как работают консультанты по корпоративной культуре

В июле 2011 г. гендиректором американской энергетической компании Dynegy стал Боб Флексон. Одна из задач, которую поставил перед собой Флексон, заключалась в том, чтобы изменить сложившуюся корпоративную культуру, переориентировать ее с борьбы за выживание на быстрое развитие и рост. Помочь в решении этой задачи он пригласил консультантов из Senn Delaney. Перед приходом Флексона сразу несколько высокопоставленных топ-менеджеров покинули организацию. Оставшиеся сотрудники напряженно ожидали, что же еще может пойти наперекосяк. В мае 2011 г. консультанты провели внутреннее анкетирование и обнаружили, что, как работодатель, компания получила от сотрудников невысокие оценки: большинство не согласились ни с тем, что компания ценит сотрудников, ни с тем, что результатами совместной работы в компании можно гордиться. Многие признались, что не связывают больше свое будущее с ней. В июне консультанты собрали 37 ключевых руководителей Dynegy на двухдневный тренинг. Для выполнения одного из упражнений менеджеров разбили на пары, а затем попросили каждого сначала поблагодарить, а потом покритиковать оппонента. Так консультанты учили руководителей доверять друг другу, но многие из них с трудом скрывали ухмылки. С не меньшим скепсисом руководители Dynegy отнеслись и к решению лишить их удобных личных кабинетов. Далее были переписаны долгосрочные цели компании, теперь они ориентированы на безопасность, ответственность и быстроту принятия решений. Обучение основам реформирования корпоративной культуры, которое в течение года прошли менеджеры Dynegy, обошлось в $425 000. А затем началась конкретная работа. Впервые за два года сотрудники получили от руководства развернутую оценку результатов их работы. Теперь на совещаниях руководители останавливают своих коллег, отвечающих на мейлы с мобильного телефона, словами: «Вы нам нужны здесь и сейчас». Табличка с таким же лозунгом висит на компьютере Флексона, чтобы он не отвлекался во время разговора по телефону. Первые изменения корпоративной культуры заметили и рядовые сотрудники. Руководство хочет знать мое мнение, заявил один из рабочих. Во время одного из разговоров с Флексоном он указал ему на то, что можно повысить безопасность на предприятии, установив в цехе интерком. Вскоре он будет установлен, пишет WSJ.

Часть октября 2012 г. Даниил Рыбак и Федор Шеберстов, партнеры российского офиса хедхантинговой компании Odgers Berndtson, провели буквально за партами. Они проходили восьмидневные курсы развития лидерских навыков в Executive Coaching Institute в Haas Business School университета Berkeley. Руководит институтом Марк Риттенберг, человек, по словам Рыбака, совсем не из корпоративного мира.

Он сделал себе имя, начав использовать в 70-е и 80-е гг. театральные техники для создания диалога между молодыми людьми Израиля и Палестины. Затем проверенные на палестинцах методы пригодились во многих горячих точках мира, а сейчас пришли и в корпоративную среду.

Корпоративное лидерство на Западе в последнее время претерпело значительные изменения. Роль современного лидера уже не в том, чтобы давать указания подчиненным, он должен вовлекать сотрудников в решение важных для компании задач и помогать каждому из них раскрывать свой потенциал, рассказывает Рыбак.

В институте коучинга в Berkeley часто учатся состоявшиеся менеджеры, которые приезжают за тысячи километров, чтобы переосмыслить свою роль в организации и, вернувшись, изменить принципы работы своих команд, продолжает он. «У нас в России также уже сформировался огромный неудовлетворенный спрос на услуги по развитию современных лидерских качеств», – утверждает Рыбак.

Тучи на горизонте

Когда компании всего мира все меньше верят в способность властей остановить мировой финансовый шторм и все менее оптимистичны в отношении своего будущего, нет ничего удивительного, что традиционный сектор услуги «резюме руководителя в ответ на запрос работодателя» во всем мире также вступил в полосу кризиса.

По итогам 2012 г. объем мирового рынка услуг поиска менеджеров высшего звена сократился – на 6,4% до $9,74 млрд, сообщила международная ассоциация консультантов executive search (AESC) на основе данных 1430 консультантов из 46 стран. И это далеко не единственный показатель, демонстрирующий негативную динамику.

Средняя выручка на консультанта снизилась на 4,7%, в два предыдущих года этот показатель рос: на 30% в 2010 г. и на 6% в 2011 г. Число заказов, полученных за год, сократилось на 7,1% (в предыдущие два года был рост). Стагнирует и средняя стоимость заказа, по данным ассоциации, она подросла на 1,7%, гораздо ниже инфляции во многих странах мира.

Относительно спокойной ситуация была в Северной Америке, подсчитали в AESC, там число подтвержденных заказов снизилось лишь на 1,1% по сравнению с 2011 г. В регионе EMEA, в который входит Россия, снижение составило 11,6%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 12,1%, в Латинской Америке – 7,3%.

«Мы удовлетворены тем, что 2012 год остался позади», – говорил в начале марта на конференц-колле по результатам года Кевин Келли, гендиректор консалтинговой компании Heidrick & Struggles. Одно очевидно, продолжил он, руководителям высшего звена по всему миру не хватает уверенности в завтрашнем дне, они осторожны в решениях об инвестициях и расширении бизнеса. В результате условия работы Heidrick and Struggles оставались неблагоприятными. Он уточнил, что к услугам консультантов обращались реже, чем годом ранее. Сокращение спроса и на услуги executive search (а это 90% выручки), и на услуги по развитию лидерских навыков привело к снижению выручки на 16%, отметил он. Спад коснулся почти всех подразделений компании, почти всех регионов мира и почти всех направлений бизнеса, отметил Келли. Одним из немногих светлых пятен на этом фоне стало приобретение в 2012 г. консалтинговой компании Senn Delaney, специализирующейся на трансформации корпоративных культур, следует из отчетности компании.

Вызовы, стоящие перед отраслью, связаны не только со стагнацией в экономике, уверен Кристоф де Коллатай, управляющий директор европейского офиса AESC. На отрасль давит и снижение цен на услуги под давлением клиентов, и растущая популярность внутренних рекрутинговых структур в международных корпорациях, и появление новых инструментов поиска и найма, таких как кадровые порталы и профессиональные сети, в том числе LinkedIn, утверждает он.

Тихая ли гавань

Россию негативные мировые тенденции на рынке поиска топ-менеджеров пока обходят стороной, уверяют «Ведомости» руководители крупнейших агентств, специализирующихся на executive search.

Спрос на квалифицированных руководителей по-прежнему заметно опережает предложение, указывает Шеберстов. Дефицит управленцев проявляется не только в бизнесе, но и в органах государственной власти, которые постепенно учатся пользоваться услугами executive search, вторит Ольга Щербакова, партнер компании Ward Howell. Консультанты российского партнера Korn Ferry компании Rosexpert сейчас перегружены работой, уверяет управляющий партнер компании Игорь Шехтерман. Заказов за первые недели 2013 г. больше, чем за аналогичный период любого – как докризисного, так и послекризисного года, утверждает он.

В российском офисе Morgan Hunt первые девять месяцев 2012 финансового года (начинается 1 апреля) закончились на уровне предыдущего года, рассказал управляющий директор Матвей Горбачев. В январе и феврале 2013 г. доходы возросли на 20–30%, хотя по году Горбачев прогнозирует все же умеренный рост выручки. Серьезных структурных изменений в отрасли, особенно в России, Горбачев не заметил. «В устоявшихся хедхантинговых компаниях все идет по накатанной», – заключает он.

Почему доверяют советнику

Плохие новости о ситуации на мировом рынке executive search настигли партнеров Amrop в Швейцарии, во время обучения в школе менеджмента IMD по программе Trusted Advisor, однако они сохраняют оптимизм, говорит Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен, партнер Amrop в России. Хедхантерам рассказывали о ситуации в мировой экономике, а в последний день курса организовали видеоконференцию с Келвином Томпсоном, гуру мирового executive search, основателем консалтинговой компании MontaRosa. Обсуждали ситуацию в отрасли, угрозы и возможности, связанные с развитием социальных и профессиональных сетей. Возможностей действительно стало больше, а вот угрозы, связанные с проникновением интернета, для успешного консультанта не страшны, заключает Кашубская-Кимпеляйнен. Фокус работы все равно сместился от поиска людей в сторону поиска креативных решений. Например, во время обучения в IMD ей и ее коллегам по программе рассказывали, как важно современным крупным компаниям находить верные решения в области финансов и работе с цепочками поставщиков (Supply Chain Management). Настоящие профессионалы своего дела, например, в области закупок встречаются не часто, и рекрутеры вынуждены рассматривать сильных профессионалов из других функций. В этом есть определенный вызов, говорит Кашубская-Кимпеляйнен: «С нестандартными задачами никакие социальные сети справляться пока не научились».

От эмоций к анализу данных

Услуга executive search – это не просто подбор руководителя, она состоит по крайней мере из трех важных элементов, напоминает Антон Дерлятка, старший партнер Ward Howell. Во-первых, необходимо понять задачу клиента, а зачастую и помочь ее сформулировать. Во-вторых, важна правильная оценка возможностей кандидатов, их предыдущих достижений и их перспектив в новой для них среде. И в-третьих, нужна способность отыскать правильного кандидата.

Современные технологии по-разному влияют на все три элемента, подчеркивает Дерлятка. Например, благодаря социальным и профессиональным сетям поиск стал несложной задачей, которую могут решить многие. Найти человека по заданным формальным критериям становится проще, поэтому работодатели все чаще думают, что внешнего консультанта из процесса найма можно исключить. Сильнее всего появление новых технологий в поиске может ударить по консалтинговым компаниям среднего уровня, говорит Дерлятка. Самые крупные и профессиональные игроки рынка, безусловно, выживут за счет опыта консультантов и масштаба деятельности, а также диверсификации в смежные профессии – например, такие, как развитие лидерских качеств уже существующих менеджерских команд. В нижнем сегменте рынка появятся совершенно новые высокоэффективные, автоматизированные модели. Но это вовсе не значит, что услуга executive search умрет, говорит Дерлятка. Всегда будет потребность в распутывании сложных историй, а на уровне первых лиц крупных компаний простых назначений практически не бывает: никто не будет назначать гендиректора через Facebook.

Новые технологические решения в области HR сильно изменят отрасль еще в одном направлении. Сейчас появляются технологии по работе с огромными массивами данных о людях, их эффективности, принятых ими решениях и достигнутых ими результатах, а значит, профессии, связанные с HR, станут более привлекательными для выпускников лучших университетов и бизнес-школ, надеется Дерлятка. Уже сейчас сегмент кадрового консалтинга в России растет быстрее, чем на традиционный поиск руководителей высшего звена, говорит Шеберстов. Если в 2012 г. на него пришлось около 30% выручки российского офиса Odgers Berndtson, то по итогам 2013 г. Шеберстов ожидает уже 40%.