С какими проблемами сталкиваются топ-менеджеры при переходе в компанию другой отрасли

Переход в компанию из другой отрасли – непростой вызов для топ-менеджера: приходится совмещать эффективное управление с быстрым обучением и самовоспитанием
При Мозли профицит ассоциации кабельного ТV составил $1 млн, и она вернулась в спорт / Haraz N. Ghanbari / AP

Говорящий процент. 18%

руководящих позиций в текущем году достанутся новичкам из других отраслей, показал опрос, проведенный среди 170 менеджеров по подбору персонала компанией ExecuNet. В 2012 г. этот показатель составил только 13,6%

В 2007 г. бизнес-стратег Томас Ньюман ушел из Time Warner Inc., чтобы основать подразделение цифрового вещания в Radio One – медиакомпании, которой владели афроамериканцы. Когда нужно было налаживать процесс и общаться с пользователями, также афроамериканцами, белый менеджер почувствовал, что ему не хватает опыта. «Я не знаю, что делать», – предупреждал Ньюман президента Radio One Альфреда Лиггинса. «Ты справишься», – ответил его будущий начальник. Лиггинс оказался прав. Под руководством Ньюмана доход отдела Interactive One увеличился на 13% и достиг в 2012 г. $19,8 млн.

Переход на руководящую позицию в компанию из другой отрасли – непростой вызов для топ-менеджеров. В такой ситуации приходится совмещать эффективное управление с быстрым самообучением. Впрочем, подобная тактика срабатывает не всегда: Роб Джонсон променял работу в Apple Inc. на должность генерального директора в J.C. Penny Co. и меньше чем через полтора года был уволен.

Ньюману и двоим другим перебежчикам удалось сделать переход проще. Золотой призер Олимпийских игр Бенита Фицджеральд Мозли оставила пост специалиста по связям с общественностью в Олимпийском комитете США и возглавила борющуюся за выживание женскую профессиональную ассоциацию кабельного телевидения. Старший вице-президент NBC Universal и бывший предприниматель Мариам Баникарим стала первым менеджером по маркетингу в компании Gannet Co. – как раз тогда, когда выручка издательства Today снижалась из-за сокращающихся объемов рекламы.

Быстро меняющиеся отрасли, в числе которых медиа, здравоохранение или техническая сфера, требуют вливания свежей крови взамен руководства, не справляющегося со своими обязанностями, объясняют бизнес-тренеры. Успешные перебежчики обычно исповедуют необычный подход: рискованные методы в сочетании с конструктивной обратной связью, говорит Рик Веллинс, старший вице-президент компании Development Dimensions International, ежегодно наблюдающий за тысячами топ-менеджеров. Заносчивым занудам переходы редко удаются, комментирует эксперт.

Топ-менеджеры, кардинально меняющие отрасль, как Ньюман, Мозли или Баникарим, представляют ускоренную версию перебежчиков, отмечает Эрика Андерсен, бизнес-тренер и генеральный директор компании Proteus Iternational: «Вот некоторые секреты их успеха».

Использовать связи

Еще находясь на службе в Time Warner, Ньюман и его будущий начальник Лиггинс работали над совместными проектами с участием компании Radio One. «Из всех, кого я знал, Том был лучшим в интернет-сфере, – вспоминает Лиггинс. – Естественно, я предложил ему работу у нас».

В 2001 г. Мозли стала президентом женской профессиональной ассоциации благодаря рекомендациям бывшего руководителя женской спортивной организации – знакомые и коллеги узнали о желании Мозли сменить поле деятельности и попробовать себя в некоммерческой организации вне спорта. Работа в области кабельного ТВ помогла Мозли усилить управленческую хватку и дала ей страсть, необходимую для продвижения ассоциации. «То, что она пришла из другой отрасли, было очень важно, – объясняет Кэти Дор, член правления. – В ней мы увидели вестника перемен».

Обратиться к экспертам

Между 2009 и 2012 гг. Ньюман и еще один его коллега, топ-менеджер Radio One, периодически обращались за советами к бизнес-консультанту. И около года назад Ньюман нанял Андерсен, чтобы она помогла ему управлять эффективнее. «Если бы такая поддержка была у меня с самого начала, переход мог бы быть гораздо проще, – делится топ-менеджер. – Особенно это касалось того, как на самом деле меня воспринимали люди».

Ньюман иногда пугал сотрудников, предлагая по 20 решений одной проблемы. «Почувствовать разницу между тем, когда ты размышляешь вслух, а когда раздаешь поручения, очень сложно для того, кто 15 лет занимался перспективным планированием и развитием бизнеса, – объясняет он. –Я многое сделал неправильно». Благодаря Андерсен он научился отличать мозговой штурм от оперативного управления.

Работать над авторитетом

Баникарим, нанятая компанией Gannett в 2011 г., столкнулась со скептицизмом коллег: должность создавали специально для нее. «К тому же маркетинг не был в числе приоритетных направлений, – вспоминает она. – Нужно было срочно устраиваться на новом месте и пробовать новые методы, которые принесли бы видимые результаты».

«Она немного нетерпелива – и это хорошо», – отмечает ее начальник, генеральный директор Грация Марторе. Баникарим и ее коллеги в феврале этого года впервые провели в Gannett день инвестора, на котором присутствовало и все руководство компании. Мероприятие вызвало положительную оценку акционеров. «Это был успех», – отмечает Марторе.

Впрочем, даже успешные перебежчики иногда возвращаются в прежнюю сферу деятельности. После того как за пять лет Мозли помогла компании выйти из дефицита, она снова решила попробовать себя в спорте. Сейчас Мозли – тренер сборной США по легкой атлетике.