Как минеральная вода превратила бедняка-китайца в первого богача Поднебесной

История китайского предпринимателя Цзун Цинхоу – о том, что даже бедняк без копейки в кармане может стать самым богатым человеком в стране
Цзун Цинхоу сохраняет образ неприхотливого человека/ Nelson Ching/ Bloomberg

Экономные привычки. $13

млрд – в такую сумму оценил состояние Цзуна исследовательский институт Hurun, который составляет список самых богатых людей мира Hurun Rich List (китайский аналог рейтинга Forbes). Однако у богача, по его собственному признанию, всего два простеньких хобби: он любит пить чай и курить сигареты.

Цзун Цинхоу – самый известный китайский бизнесмен. Но в его речи до сих пор проскальзывают смешные словечки, подхваченные во время работы на рисовых полях в годы китайской культурной революции. Тогда миллионы молодых людей насильно депортировались на работу в деревню, горы или в отдаленные районы. Цзун Цинхоу был одним из них.

Сейчас Цзун с удовольствием обсуждает план преемственности в своей многомиллиардной бизнес-империи Wahaha. Он говорит, что его 31-летняя дочь Келли Цзун уже взяла на себя кое-какие обязанности в компании. И тут же добавляет: «Если у нее будут проблемы, я приду и надаю ей по попе».

Впрочем, с этой грубоватой фразой или без нее, но разговор о преемниках пока не имеет смысла. 67-летний китайский олигарх еще не собирается на пенсию. Сегодня он считается самым богатым человеком в Поднебесной.

Строитель брендов

Тем не менее последние полгода были для Цзуна непростыми. В ноябре 2012 г. он решил внести стратегические изменения в бизнес и занялся розничной торговлей, открыв торговый центр Waow Plaza в родном городе Ханчжоу, неподалеку от Шанхая. В ближайшие пять лет он планирует открыть 100 подобных центров. Предполагаемые клиенты – представители среднего класса, которые смогут покупать вещи класса люкс по умеренным ценам. Цзун собирается продавать им не слишком известные европейские бренды типа испанского Groc и итальянского Gregory.

Проблема в том, что торговый центр Waow Plaza начал бизнес не на той ноте. Его название, которое представляет собой сокращение от Wahaha Europe, вызвало насмешки. Лишь немногие клиенты посетили только что открытые магазины. А аналитики подвергли сомнению идею открытия торговых центров в эпоху бума интернет-торговли.

Но если Цзун и беспокоится, то он этого никому не показывает. «Это не проблема», – улыбается он. «Просто нужно время, чтобы построить бренд. В свое время я начинал с продажи мороженого, трудился как проклятый и построил собственный бренд на продаже своего продукта», – добавляет он.

Считают предводителем

Карьера Цзуна началась после китайской культурной революции. В 1966 г. школа, где учился будущий миллиардер, закрылась, и подобно миллионам других студентов его направили на работы в поле с крестьянами.

В Ханчжоу он вернулся только 15 лет спустя. В это время город переживал уже совершенно другую революцию. В 1980-х гг. роль государства в экономике Китая стала сокращаться. В Ханчжоу процветал частный сектор.

Цзун открыл первый бизнес в 1987 г. Он получил лицензию на продажу мороженого и безалкогольных напитков в школах. Это было за 10 лет до того, как он начал продавать один из своих самых ценных продуктов – минеральную воду, что актуально для Китая, где во многих домах до сих пор нет водопровода.

Wahaha, что в переводе означает «смеющийся ребенок», стала ведущей компанией в Китае по производству и продаже безалкогольных напитков. Бизнес быстро пошел в гору после того, как в 1996 г. компания Цзуна создала совместное предприятие с французской Danone.

Однако в 2007 г. партнерству пришел конец. Danone обвинила Цзуна в том, что он открыл другие компании, которые напрямую конкурируют с совместным предприятием, продавая продукцию под той же торговой маркой. А ведь Danone владела 51% акций в этом предприятии.

Цзун опроверг все обвинения французов и заявил, что своим успехом Wahaha обязана исключительно его пониманию рынка. Стилистика заявлений Цзуна и его помощников в споре с Danone напоминает о годах, которые будущий олигарх провел на чайных плантациях и рисовых полях. Так, в одном открытом письме к руководству Danone сотрудники компании Wahaha назвали себя «армией председателя Цзуна». Они окрестили французских директоров «мошенниками», а китайцев, которые с ними сотрудничали, – «предателями». Мир с Danone был заключен в 2009 г., причем на частично выгодных для французов условиях. По соглашению Цзун купил пакет акций Danone за 300 млн евро ($440 млн в то время).

Стычка с Danone, похоже, только добавила Цзуну самоуверенности. Сегодня у Wahaha большие запасы наличности. В прошлом году чистая прибыль компании составила 8 млрд юаней ($1,3 млрд).

Цзун говорит, что уже советовался с консультантами по поводу поглощения других компаний на зарубежных рынках. Но выходить на международный рынок он будет осторожно. «Я попросил консультантов найти мне предприятия, выпускающие продукты, которые Китай производить не может. Я куплю эти компании, а потом привезу их продукцию в Китай», – говорит Цзун.

Урок лести

В Китае любой богатый человек должен заслужить благосклонность правительства, если он хочет, чтобы успех неизменно сопутствовал ему. Многочисленные исследования выявили любопытную тенденцию: все, кто попадает в список богатых людей Китая, гораздо чаще, чем обычные предприниматели, сталкиваются с попытками расследований и арестами. Чем более высокую позицию они занимают, тем пристальнее приглядываются к ним государственные органы.

Цзун, однако, этих неприятностей избежал. Его положение в стране довольно стабильно. И чтобы это понять, достаточно поприсутствовать на очередной парламентской ассамблее, в которых он участвует. Напитки Wahaha, от молочных коктейлей до минеральной воды, бесплатно раздаются всем участникам сессии прямо в кулуарах.

Цзун известен своим умением льстить властям предержащим – и это еще одно важнейшее качество для выживания. Неудивительно, что в интервью он превозносит новых китайских лидеров – Си Цзиньпина и Ли Кэцяна. Но выбор комплиментов говорит сам за себя: он вспоминает о молодых годах политиков, когда они так же, как и он, были отправлены на сельхозработы. «Эти ребята работали и в горах, и в полях. Они тоже познали горечь бытия», – говорит Цзун.

Без часов

Несмотря на миллиарды долларов в кармане, Цзун, как может, пытается сохранять образ неприхотливого и скромного человека. Раньше он носил наручные часы Vacheron Constantin за $48 000. Но теперь у него на запястье ничего нет. После серии скандалов в правительстве, в ходе которых чиновников обвиняли в коррупции только на основании того, что они носили дорогие часы, в Пекине стало модно демонстрировать ничем не украшенные запястья.

Отель, в котором Цзун останавливается, комфортабелен, но не роскошен. Одет бизнесмен в простую куртку на молнии, а в зубах у него сигарета Davidoff – бренд среднего уровня в Китае. Он неодобрительно грозит пальцем, когда речь заходит о роли государства в бизнесе. «В Европе хорошие социальные гарантии и высокие налоги. Это привело к тому, что никто не работает. А результат – экономические проблемы», – заявляет он. «Здесь, в Китае, мы должны предоставить всем равные возможности. Пусть люди получают столько, сколько они зарабатывают своим тяжелым трудом», – заключает бизнесмен.