Греф: В России нет проектной культуры

При обсуждении проектов ВСМ на вчерашнем совещании у Путина сразу обнаружилось расхождение в 1 трлн руб., поделился президент Сбербанка
Герман Греф/ Е.Кузьмина/ Ведомости

В России еще очень мало проектной культуры, констатировал президент Сбербанка Герман Греф, выступая на деловом завтраке Минтранса. "А проектный менеджмент - это то, что в нашей проектной культуре отсутствует как класс", - продолжил он. Принципы проектного менеджмента внедряются с большим трудом, признал он: сначала тяжело идет обучение персонала, потом начинаются ошибки и лишь после этого начинает "срастаться" понимание проектного управления.

Низкое качество проектной культуры - следствие проблем с образованием и дефицита опытных специалистов, продолжил Греф; государству также следовало бы активнее советоваться с экспертами при отборе проектов, оценке их мультипликативного эффекта и параметров доходности.

Даже в странах с высоко развитой проектной культурой увеличение бюджетов, например в проектах высокоскоростных железных дорог, превышает 20%. А в России мы еще не способны квалифицированно оценить отклонения на горизонте 30-35 лет реализации проекта, предупредил Греф. Например, при обсуждении проектов ВСМ на вчерашнем совещании у президента Владимира Путина сразу обнаружилось расхождение в 1 трлн руб., поделился Греф.

Россия серьезно задержалась на старте инфраструктурного развития, но торопиться нельзя, подчеркнул он: у нас принято торопиться начать стройку, но каждая минута, потраченная на проектирование, экономит 10 минут при реализации, а каждый рубль сэкономит 5-8 руб.

Без должного развития инфраструктуры рост экономики на 5-6% в год невозможен, напомнил Греф: "Мы в свое время считали, что темпы роста ниже 6% - это отставание в конкуренции с развивающимися странами". Сбербанк готов финансировать инфраструктурные проекты даже на условиях пониженной доходности, заявил он: главное - толкнуть весь этот процесс. Сбербанк участвует в финансировании строительства первого участка новой платной трассы М11 от Москвы до Санкт-Петербурга, где он предоставил около $1 млрд. Пока это огромный эксперимент, поделился Греф.

В этом году Минтранс объявит конкурсы еще на один участок трассы - 140 км от Санкт-Петербурга до Новгорода, а также стартовый участок трассы М1 "Беларусь", напомнил министр транспорта Максим Соколов: всего до конца года инвесторам будут наложены проекты на сумму в $5 млрд.