Чем могут быть продиктованы строгости дресс-кода

В строгий дресс-код компании порой входит даже цвет белья, духи и длина челки. Что означает такой диктат со стороны работодателя и влияют ли ограничения на эффективность сотрудников, оценивают эксперты
М.Стулов/ Ведомости

Внедрение нового дресс-кода совпало с активной фазой поглощения «Роснефтью» компании ТНК-ВР, известной довольно демократичной корпоративной культурой. Хотя в пресс-службе компании отметили, что «разработка рекомендаций по дресс-коду никак не связана со сделкой», многие сторонние эксперты анализируют этот шаг иначе.

Отказаться от цветных носков, крупных украшений и темных чулок придется теперь сотрудникам «Роснефти», в которой внедряется строгий дресс-код. Даже выбирая юбку, помимо ее длины и цвета женщина должна оценить, соответствует ли фасон ее возрасту и комплекции, скрывает ли имеющиеся недостатки фигуры и подчеркивает ли достоинства. Новый дресс-код должен обеспечить соответствие сотрудников стратегическим планам компании – переходу к статусу лидера мировой нефтегазовой отрасли, говорится в материалах, выдержки из которых опубликовал «Интерфакс».

Строго, но без взысканий

Работникам «Роснефти» следует использовать во внешнем виде один из четырех стилей: Business Best, Business Traditional, Business Casual и Business Friday. В материалах, выдержки из которых приводит «Интерфакс», прописаны все нюансы гардероба. Разработчики нового дресс-кода не обошли вниманием аксессуары, украшения, макияж и парфюм. Контролировать и оценивать соблюдение новых требований предстоит руководителям структурных подразделений компании. Но в пресс-службе «Роснефти» пояснили, что за нарушения «дисциплинарные взыскания не предусмотрены».

Действительно, периодически возникают прецеденты, когда в какой-то компании вдруг появляются специально выделенные люди, которые едва ли не с линейкой ходят и измеряют длину юбок. Насколько критично для компании тратить ресурсы на эту деятельность, а также заставлять сотрудников часами обдумывать гардероб, если реально это не влияет на эффективность их труда, задается вопросом Анна Бурова, директор по консалтингу в области организационного развития Ward Howell.

«Не стоит искать формальную зависимость дресс-кода и производительности труда. Дресс-код – это всего лишь один из элементов корпоративной культуры любой компании», – поясняют в пресс-службе «Роснефти».

«Конечно, дресс-код на производительность труда напрямую никак не влияет, – убеждена Бурова. – На производительность влияет управление: уровень менеджмента, его стиль, насколько он соответствует задачам и природе бизнеса. А дресс-код просто отражает те или иные элементы стиля управления».

Покажут хозяина

«Такие жесткие дресс-коды могут появляться на этапе проведения серьезных изменений в компании. В этом случае все процедуры и регламенты, включая дресс-код, могут быть прописаны достаточно категорично, – допускает Бурова. – Компании важно зафиксировать проведенные изменения, новую структуру распределения власти, т. е. продемонстрировать, кто здесь главный. Послать сигнал «мы играем по-другому». И это правильно – в некоторых случаях внедрение изменений требует и изменения внешних атрибутов».

Дресс-код, по ее словам, это своего рода внешний индикатор, который позволит определить, все ли встроились в новую систему работы. Другое дело – нужно понимать, какие могут быть последствия, когда изменения внешнего вида ставят во главу угла, считает эксперт.

«Конечно, есть сферы, где внешнему виду сотрудников традиционно уделяется больше внимания. Это банковский сектор, например. В промышленных и добывающих отраслях введение дресс-кода – явление относительно новое, – говорит Сергей Чернин, президент ГК «Корпорация «Газэнергострой». – В ТНК-BP, к примеру, были приняты даже слишком демократичные, на мой взгляд, нормы в одежде и общении. В этом смысле «Роснефть», конечно, является полной противоположностью. Считаю, что идеальный вариант – это золотая середина».

Дисциплина превыше

До появления информации о новом дресс-коде «Роснефти» наиболее обсуждаемым на рынке был дресс-код другой нефтяной компании. Иллюстрированное приложение к приказу «О внешнем виде сотрудников «Газпром нефти» (документ касается исключительно сотрудниц компании) просочилось в интернет и вызвало широкий резонанс. Помимо общих требований делового стиля в яркой красочной презентации пояснялись допустимые фасоны причесок, одобряемый маникюр и украшения. Был даже приведен список рекомендованных брендов одежды.

Однако в пресс-службе компании сказали, что этот документ никогда не получал официального одобрения в компании, не применялся сотрудниками, а был подготовлен и распространен подрядчиками. «У нас существуют внутренние правила, регламентирующие внешний вид сотрудников, однако эти рекомендации носят более общий характер и не выходят за рамки общепринятых практик», – комментируют в пресс-службе «Газпром нефти».

Зачастую дресс-код является либо необходимостью с точки зрения бизнеса, либо частью корпоративной культуры. А производительность труда сотрудников больше связана с условиями работы, с тем, насколько сотрудники разделяют философию и миссию компании и насколько полно реализуется их потенциал, считают в «Газпром нефти».

«Сейчас практически во всех компаниях есть дресс-код. И отличаются компании как раз тем, как они преследуют за его нарушения. Кто-то дает больше свободы, кто-то меньше. Гибкость иногда свидетельствует о живости организации, иногда – об особенности ее корпоративной культуры», – говорит Бурова.

«Дресс-код компании обязательно нужен. Это дисциплинирует, помогает человеку переключиться на решение трудовых задач. Человек, пришедший на работу в шортах, и работать будет расхлябанно» – таким Чернин видит влияние дресс-кода на производительность.

И хотя фанатизма и излишней регламентации, по словам Чернина, в его компании нет, ему приходилось делать замечания подчиненным относительно внешнего вида: «Особенно неприятно, что иногда они касаются руководителей, которые, подавая дурной пример подчиненным, позволяют себе прийти на работу в джинсах или спортивной одежде. Все это только расслабляет коллектив».

«Первый неформальный срез мнений коллектива показывает, что введение дресс-кода воспринимается в офисах компании позитивно, – комментируют в пресс-службе «Роснефти». – К концу года мы запланировали социологическое исследование в коллективах и структурах компании, где среди других вопросов будет присутствовать и вопрос об отношении к дресс-коду».