Где лучше работать - в крупной компании или в малом бизнесе?

То, что в стартапах считают благом, в больших компаниях может обернуться злом

Большинство владельцев малых компаний считают, что мотивация персонала работает только в крупных фирмах, так как стимулы носят исключительно материальный характер. На самом деле это не так. В малом бизнесе также можно найти много стимулирующих факторов, которые способны существенно повысить эффективность компании. Только эту систему необходимо «настроить» исходя из особенностей бизнеса.

Системы мотивации в крупном и малом бизнесе весьма различны. При этом то, что сторонники одной системы отнесут к ее преимуществам, сторонники другой могут счесть за недостатки.

1. Неформальная рабочая атмосфера является несомненным преимуществом небольших компаний. Человеческий фактор играет большую роль в маленьком коллективе, и, если руководитель по-человечески относится к своим сотрудникам, в этом есть огромный бонус для них.

Например, когда дела у компании идут плохо и приходится «затягивать пояса», генеральный директор может объявить, что сокращает зарплату не только сотрудникам, но и себе, причем себе - больше, чем остальным. В небольших компаниях это - действенный способ стимулировать сотрудников продолжать работать и согласиться на ухудшение финансовых условий.

В крупных компаниях регламентация рабочих процессов и четкая административная делает рабочую атмосферу более формальной и зарегулированной.

2. Следующим фактором (который вытекает первого) является мобильность в принятии решений, в том числе и кадровых. И малый бизнес в этом, бесспорно, впереди. Сделать для сотрудника гибкий график работы, повысить зарплату или принять решение по текущей деятельности можно быстро и без лишних согласований.

3. Профессиональный рост. В большой компании сотрудник четко знает свои карьерные перспективы: через сколько времени и при каких условиях он может занять ту или иную должность. Как правило, все это оговаривается при найме на работу.

Кроме того, компании, в которых трудятся сотни и тысячи сотрудников, разрабатывают системы кадрового резерва, индивидуального карьерного роста каждого сотрудника. Каждый сотрудник обязан с определенной периодичностью проходить специализированные тренинги, посещать семинары, приобретать новые знания, повышать свою ценность как профессионала.

Малый бизнес не дает своим сотрудникам четких карьерных перспектив, но предоставляет им шанс понять, как работает бизнес (если, конечно, собственник компании не против этого). Есть много примеров, когда мастер салона красоты или администратор кафе открывают свой бизнес и вполне успешно его ведут. Может ли рядовой специалист крупного банка открыть новый банк и сделать его прибыльным - вопрос скорее теоретический.

4. Материальные стимулы. Размеры зарплат в малом бизнесе, как правило, ниже, чем у сотрудников крупных компаний на сопоставимых должностях, и они не полностью «белые». На больших предприятиях также гораздо чаще имеется четко сформулированная и понятная каждому сотруднику система бонусов, зависящая от достижения им определенных индивидуальных показателей (KPI).

В малом бизнесе ничего этого нет. Но система зарплат в МСБ более гибкая, так как всецело зависит от финансового результата, а для их повышения и снижения не требуется долгих согласований. Кроме того, в качестве мотивации владелец малого бизнеса может предложить «выдающимся» сотрудникам участие в капитале компании.

5. Большую ценность для многих сотрудников крупных компаний имеют и социальные программы: дополнительное медстрахование, турпоездки, отдых в корпоративных санаториях. Сотрудники малого бизнеса редко когда имеют страховку и прочие социальные корпоративные блага. Зато им гораздо проще получить кредит на выгодных условиях в банке, где обслуживается их фирма, или доступ к премиальным банковским продуктам. В этом случае как раз преимущество есть у небольшой компании: сотруднику гораздо проще получить поручительство перед банком от компании, владелец которой работает с ним бок о бок.

К сожалению, приходится констатировать, что именно в силу недостаточного внимания собственников бизнеса к развитию человеческих ресурсов многие малые предприятия серьезно уступают своим крупным конкурентам в борьбе за высококвалифицированные кадры. В то же время,многое из того, что сделано в крупных компаниях, вполне могло бы быть использовано и в малом бизнесе.

Понятно, что в денежном выражении размер премий у сотрудника небольшого ООО и крупной компании будет различаться на порядок. Тем не менее наличие понятной системы премирования (по итогам года или за выполнение отдельных проектов и функций) может оказаться весомым, стимулирующим аргументом для работника.

Необходимо также четко измерять вклад каждого сотрудника в работу малого предприятия. С одной стороны, это должен быть четкий расчет, насколько весом вклад сотрудника в общий результат - как это практикуется в больших компаниях. С другой стороны, собственник должен иметь возможность оценивать и неформальные заслуги каждого (активное участие в жизни компании, помощь коллегам и т.д.)

Руководителям предприятий МСБ не следует пренебрегать и такими до сих пор еще редко встречающимися в малом бизнесе формами стимулирования, как социальные пакеты: медицинское страхование, регулярное обучение за счет компании, зарубежные стажировки и т.п. Возможностей для мотивации персонала у малого бизнеса немало, необходимо только грамотно ими воспользоваться, взяв на вооружение самые эффективные практики.

Но и крупным компаниям есть чему поучиться у малого бизнеса, в том числе методам работы с людьми. Например, в нашем банке, как и в компании МСБ, поощряется предпринимательство через создание проектных команд. Сотрудник может продемонстрировать все свои возможности и проявить себя в проекте, благодаря чему возможен его быстрый карьерный рост.

6. Но для многих людей размер все же имеет значение. И немаловажным преимуществом крупных предприятий является ценность для их сотрудников бренда известной компании. Так, например, работу в крупной, известной на рынке юридической компании многие посчитают более престижной, чем должность в небольшой консалтинговой фирме, пусть и на лучших условиях.

Многие молодые люди, если судить по опросам, хотели бы работать в крупных компаниях - там больше стабильности, четко обозначены перспективы. Но тем, кто хочет получить бесценный опыт управления, лучше идти в малый бизнес. Там нет стабильности, которой славятся большие корпорации. Зато в маленькой компании у вчерашнего студента будет хорошая возможность узнать, как работает бизнес, быстро набраться нужного опыта, обрести самостоятельность.

В малом бизнесе результат зависит от каждого конкретного сотрудника, а не делится на всех членов большой команды, поэтому успех компании приносит сотруднику и личное удовлетворение. Там также лучшие перспективы дальнейшей самостоятельной деятельности. В общем, если ваш ребенок хочет добиться успеха, отправьте его работать в какую-нибудь небольшую компанию, где он сможет на практике узнать, как устроен бизнес, а не станет одним из многих «винтиков» в стабильной компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать