Мобильное приложение MyTeksi знакомит с таксистами, сообщает маршрут и стоимость поездки

Малазийский онлайн-сервис MyTeksi борется с дурными привычками таксистов: знакомит с водителем, рассчитывает стоимость поездки и сообщает о маршруте друзьям или родным

Инвесторы не скупились. $15

млн получила GrabTaxi от GGV Capital, венчурного фонда, базирующегося в Кремниевой долине и в Шанхае, который провел последний раунд инвестиций

$10

млн во время предыдущего раунда в GrabTaxi вложила фирма Vertex, венчурное подразделение сингапурской государственной инвесткомпании Temasek

Мелисса Хо опасалась ездить в Куала-Лумпуре на такси. У местных извозчиков дурная слава. Мол, они опасны, ненадежны, неохотно пользуются счетчиком, предпочитая назначать сумму за поездку по своему усмотрению. Но сейчас Хо, которой из-за работы в банке приходится регулярно бывать в столице Малайзии, спокойно заказывает машину с помощью виджета GrabTaxi, или, как здесь он называется, MyTeksi. «Прежде можно было верить только таксисту, с которым лично знакома или о котором хорошо отзывается сарафанное радио», - говорит Хо. GrabTaxi работает в Юго-Восточной Азии, но подобных ему сервисов немало по всему миру. Uber, Lyft, Hailo и другие дали людям альтернативу существующим и, как правило, неплохо отстаивающим свои права таксомоторным компаниям.

Конкурент из Гарварда

Идея возникла случайно, рассказывает один из основателей сервиса и его гендиректор в Малайзии Энтони Тан. Он учился на курсе МВА в Гарварде, когда один индонезийский студент начал его поддразнивать: «Он твердил: «Твой прадед был водителем такси, дед запускал в Малайзии автозаводы японских компаний, а твоя подруга не может безопасно ездить в такси. Почему бы тебе не решить эту проблему?»

Тан и другой его приятель по Гарварду, бывший консультант McKinsey Тан Хои Линг, разработали бизнес-план мобильного приложения, которое напрямую свяжет пользователя и водителя такси, сэкономив обоим время, деньги и в результате обеспечив лучший сервис.

На гарвардском конкурсе бизнес-планов для стартапов они заняли в 2011 г. второе место. Часть стартового капитала предоставил университет, ради другой пришлось опустошить банковский счет Энтони Тана. В июне 2012 г. друзья запустили в Малайзии MyTeksi. С тех пор сервис был открыт еще в пяти странах и 14 городах, последний из которых - столица Индонезии Джакарта.

Друг таксиста

Хотя GrabTaxi берет комиссию с каждого заказа, водителям сервис нравится. Им больше не приходится бесцельно наматывать километры по переполненным машинами улицам.

Тан - представитель третьего поколения одной из самых богатых семей Малайзии. В 32 года его послали в бизнес-школу Гарварда, чтобы улучшить навыки управления семейным бизнесом - компанией Tan Chong Motor. Это не только местный производитель автомобилей Nissan, но и один из крупнейших автодилеров страны. Но обучение предпринимательству и беседы с людьми вроде сооснователя YouTube Стива Чена и гуру «бережливого производства» Лина Райса открыли Тану глаза на новые возможности. К неудовольствию его родственников.

«Моя семья пережила не лучшие времена, пытаясь понять, чем же я намерен заняться, и я не виню их, - говорит Тан, потягивая чай с лимоном в отеле в Джакарте. - Многие ведь так и продолжают твердить, что таксисты слишком тупы, что из них никогда не удастся вытрясти деньги или что пассажирам не нужен наш сервис».

Семью беспокоила и безопасность самого Тана. Все-таки сфера перевозок находится под жестким контролем государства, а среди ключевых игроков в ней встречаются отставные генералы и бандиты, причем с хорошими политическими связями. Но опыт работы в семейном бизнесе вполне подготовил Тана к ведению собственного дела в южноазиатских реалиях, где политика и бизнес тесно взаимосвязаны.

Все или ничего

Uber и другие сервисы по заказу такси подрывают бизнес традиционных таксомоторных компаний и немалую долю известности получают благодаря конфликтам с регуляторами. GrabTaxi стремится работать с чиновниками и традиционными такси с позиций сотрудничества.

«Моя семья занимается здесь бизнесом уже 60 лет, - говорит Тан. - Нам некуда бежать. Думаете, нам сойдет с рук, если мы заденем интересы какого-нибудь важного министра или его сынка? Они уж добьются, чтобы так или иначе нам это аукнулось». Его речи заставляют задуматься, насколько жесткий человек скрывается за вежливыми манерами и стильной одеждой.

Беспощадно увольняя административных сотрудников и водителей, которые плохо работали, Тан делал все, чтобы бизнес рос как можно быстрее. Джиксан Фу из GGV Capital, одной из венчурных компаний, поддерживающих GrabTaxi, говорит, что Тан действовал по принципу «победитель получает весь рынок». GrabTaxi борется за свою долю рынка с компаниями Uber и Easy Taxi, за которыми стоит Rocket Internet, немецкая компания того же технологического профиля. Джиксан Фу, который входит в совет директоров Youku Tudou, китайского аналога YouTube, говорит, что Тан понравился ему тем, что он настоящая «рабочая лошадка»: «У него прекрасный послужной список. Но он из тех, кто продолжает всегда упорно трудиться. Он закатывает рукава и занимается самой грязной работой», - говорит Фу.

Тан жалеет о том, что мало инвестировал в технологии. В мае этого года интернет-платформа GrabTaxi дала сбой, потому что не выдержала потока информации, поступавшей от огромного количества водителей. В GrabTaxi их сейчас 25 000 человек. Тан рассказывает, что уже через некоторое время в офисе выстроилась очередь из водителей, кричавших на сотрудников клиентской службы. «Ведь у нас они зарабатывают свой хлеб. 80% их дохода приносит им работа на мою компанию. И их лучше не злить», - рассказывает Тан. Этот технический сбой показал предпринимателю, что на нынешней, решающей стадии развития бизнеса он ни на секунду не должен терять бдительность. Тан вспоминает Энди Грова, бывшего гендиректора Intel, который написал книгу Only the Paranoid Survive («Только параноики выживают»). Он говорит: «Мы построили замечательный бизнес. Но если мы хотим оставаться стойкими и непобедимыми, надо быть настоящими параноиками и постоянно помнить, что где-то за правым плечом стоит человек, который может нас убить».