Менеджмент
Бесплатный
Генри Мэнс

Книжные лавки научились отвоевывать читателя у интернета

Британские традиционные книжные магазины бросают вызов интернет-конкурентам. Они решили оживить продажи в буквальном смысле слова
Simon Dawson / Bloomberg

Лондонский книжный магазин Big Green Bookshop не может тягаться с Amazon. В его ассортименте лишь 7000 наименований, да и домой книги не доставляют. Но здесь полагают, что меньше - не значит хуже.

«Невозможно воспроизвести модель большой корпорации в малом масштабе, - говорит Тим Уэст, один из основателей Big Green. - Вы не получите от издателей скидок за счет больших объемов сделок, так что на большую маржу рассчитывать не приходится». Магазин использует другую тактику. Посетителям почти ежедневно предлагают развлекательные мероприятия - сценические представления, встречи библиофилов, а то и вечер в японском стиле с участием Харуки Мураками. Эта тактика становится все более важной составляющей бизнеса независимых британских книготорговцев, число которых за последние восемь лет сократилось с 1535 до 987, т. е. на треть. Выжить становится все труднее, магазины переходят на онлайн-продажи, плата за аренду помещений становится все обременительнее, а конкуренция - все острее.

Waterstones, последняя из оставшихся в Великобритании крупных уличных сетей книготорговли, закрывает свои магазины один за другим, сейчас их осталось всего 290. «Период с 2008 по 2011 г. был очень трудным, - говорит Тим Уокер, владелец одного из двух оставшихся специализированных книжных магазинов в английском регионе Восточный Мидленд. - Но сейчас к нам возвращается уверенность в том, что мы делаем очень важное дело».

Традиционные магазины считают, что могут конкурировать с онлайновыми: хотя ассортимент у них не так велик, покупателю тут проще обнаружить неожиданно интересное издание. «Amazon с точки зрения открытий - не самое подходящее место в отличие от хорошего обычного магазина», - убежден Дуглас Маккейб, специалист по книгоиздательскому рынку из Enders Analysis.

«Книжный магазин - волшебное место, - уверен Уокер. - Покупатель может прийти сюда за новинкой Дэна Брауна, а уйти с каким-нибудь справочником по грибам. В онлайн-магазине этого не могло бы случиться».

Независимые книготорговцы во многом полагаются на интуицию и чутье своих сотрудников. «В нашем магазине нет ни одной книги, о которой мы не могли бы рассказать, - гордится Джейн Хау, владелец магазина The Broadway Bookshop, расположенного в восточной части Лондона. - Весь ассортимент подбирался вручную. В первую очередь мы предлагаем именно услугу».

Иногда независимые торговцы получают помощь со стороны. Автор триллеров Джеймс Паттерсон пожертвовал книжным магазинам 250 000 фунтов стерлингов. «Я чувствую свою обязанность участвовать в борьбе за их выживание», - поясняет писатель. Аналогичную акцию Паттерсон ранее осуществил в США, предложив $1 млн магазинам, где имеется секция детских книг.

В ряде случаев традиционным независимым магазинам предоставляется возможность получать доход от онлайновых продаж. На сайте Hive, принадлежащем оптовой компании Gardners, можно приобрести книгу, для получения которой надо зайти в местный розничный магазин. Этот магазин получает соответствующие комиссионные. А на сайте My Independent Bookshop, организованном издательством Penguin Random House, покупатель получает рекомендацию зайти в любимый розничный магазин.

В прошлом году супермаркеты начали торговать книгами. Но в таких местах обычно представлено лишь несколько бестселлеров, а это не может заменить специализированный книжный магазин. И все же многие отраслевые эксперты предсказывают дальнейшее сокращение розничного рынка, особенно за пределами юго-западной части Англии.

«Сейчас книжная торговля занимает слишком много места, - заявил бывший руководитель одной из книготорговых компаний. - Спрос недостаточен, чтобы это окупалось».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать