Американец создает ювелирные украшения из оружия

Американец Питер Там создал один из самых оригинальных бизнесов: он делает ювелирные украшения из оружия, использовавшегося в вооруженных конфликтах
Fonderie 47

Чистая вода. 5

центов с каждой проданной бутылки воды Ethos жертвует сегодня Starbucks в благотворительный фонд Ethos Water Fund

$7

млн на сегодняшний день фонд выделил на программы обучения санитарным нормам и гигиене в развивающихся странах

Питер Там был в командировке в Кении в качестве представителя компании Starbucks, когда впервые увидел тощих африканских ребятишек с висящими поперек плеча пневматическими автоматами АК-47. Это было в июне 2008 г.

Год спустя Там женился, оставил работу в Starbucks и переехал в Нью-Йорк. Но образ несовершеннолетних африканских солдат то и дело вставал у него перед глазами. Там вновь поехал в Африку, на этот раз в Бурунди и Руанду, и начал искать способы изъять оружие у местного населения. «В Бурунди только что закончилась гражданская война. Дети покупали там автоматы АК-47 за каких-то $100, а то и $50. Мне показалось, что это проблема, которую надо решать», - говорит Там.

Доктор мира

В этом же году Там стал соучредителем социального бизнеса Fonderie 47. Эта компания делает из автоматов АК-47 дорогие украшения и часы. К нынешнему моменту Fonderie 47 уже спонсировала уничтожение 35 000 стволов в зонах военных конфликтов на африканском континенте. Все ювелирные украшения компания изготавливает из боевого оружия, и каждое изделие имеет серийный номер уничтоженного ствола. «Мы не делаем безделушек. Наши украшения так красивы, что многие не могут поверить, что они сделаны из орудия убийства», - рассказывает Там.

Таму сейчас 46. Социальным предпринимательством он занялся давно. Он основатель компании Ethos Water по выпуску бутилированной питьевой воды. Компания принадлежит сейчас Starbucks. Вода Ethos поставляется в развивающиеся страны, где есть проблемы с чистой питьевой водой. А недавно Там основал компанию Liberty United, которая изготавливает ювелирные украшения из нелегального оружия.

Тамом движет отнюдь не желание наживы, а то, что он называет желанием решить «неразрешимые проблемы». Это, по его разумению, проблемы, «которые у всех остальных вызывают чувство безысходности и ощущение того, что на них бесполезно тратить усилия». Но Там считает, что у социального предпринимательства в том виде, как он его понимает, есть шансы исцелить мир. Он говорит, что «бизнес можно использовать как механизм для поиска разного рода решений, способных изменить ситуацию».

Утро проблемы

Предприниматель провел детство и юность в Клермонте в Калифорнии. В те времена он не знал ни одного человека из мира бизнеса. «У меня было другое окружение», - вспоминает он. Поработав недолго в компании Siemens, Там устроился в винодельню E & J Gallo, где задержался на пять лет. Именно в те годы он стал подумывать об открытии своего дела. Он еще не знал, какую компанию хочет создать, но быстро понял, что без дополнительного финансового образования ему не обойтись. Надо было получить степень MBA.

Там выбрал школу менеджмента Келлога Северо-Западного университета. «Полученные навыки полезны мне по сей день, - говорит предприниматель. - Бизнес-школа дает нужные знания, но курс не учит тебя руководить собственной компанией. Когда у тебя свой бизнес, ты каждый день, едва открыв глаза, сталкиваешься с новой огромной проблемой, которая отличается от вчерашней, такой же огромной проблемы».

Переплавить опасность

Впервые мысль о социальном предпринимательстве посетила его в 2001 г., когда, будучи сотрудником лондонского офиса McKinsey, он отправился на задание в Южную Африку. Тогда он первый раз в жизни столкнулся с настоящей нищетой. Его поразило, что в Африке не хватает чистой питьевой воды, а организации, занимающиеся проблемами развивающихся стран, «никак не связывают нехватку воды с проблемой голода».

Тем летом он написал бизнес-план создания Ethos. Там хотел, чтобы это был «комплексный бренд», под которым будут продаваться многие товары. Доход от продаж он собирался пустить на разрешение глобальных проблем человечества.

В 2002 г. Там уволился из McKinsey и вернулся в Америку. Он пытался найти инвесторов для проекта, обращаясь в разные фонды, венчурные компании и к бизнес-ангелам. Но никто не выказал интереса. В этот момент он жил только на свои сбережения, денег на открытие производства не хватало. Там быстро понял, что его покупателями должны стать люди, обычно потребляющие швейцарскую воду Evian. Поэтому он большое внимание уделил дизайну упаковки.

Знакомый из Gallo бесплатно сделал для него дизайн наклейки на бутылку. Там купил по скидке целый грузовик чистых бутылок для воды. Его партнером по бизнесу стал Джонатан Гринблатт, с которым он раньше жил в одной комнате в кампусе школы имени Келлога. На момент открытия совместного бизнеса Гринблатт был вице-президентом компании по разработке программного обеспечения. Они вместе разъезжали в автомобиле-фургоне, развозя по кофейням и продуктовым магазинам родниковую воду собственного розлива.

В те годы компания Ethos не приносила прибыли. Предприниматели постоянно делали взносы из своих доходов в программы по борьбе с нехваткой питьевой воды в странах третьего мира. Но Там был полон решимости продолжать начатое дело. В 2003 г. воду Ethos стала продавать с прилавков своих магазинов компания Whole Food, работавшая в верхнем сегменте продовольственного рынка. Это был первый настоящий прорыв. Два года спустя Ethos купила за $8 млн Starbucks.

Последнее детище Тама - компания Liberty United была создана по предложению его жены, актрисы Кары Буоно. Компания переплавляет нелегальное огнестрельное оружие, переданное ей безвозмездно американской полицией, в украшения. 20-25% от общего объема продаж Liberty United идет на финансирование некоммерческих программ по борьбе с преступлениями, совершенными при помощи огнестрельного оружия. «Эта модель бизнеса однозначно работает. Она жизнеспособна», - заверяет Там.