Статья опубликована в № 3657 от 21.08.2014 под заголовком: Апология каляки-маляки

Машинальное рисование на лекциях помогает усваивать новые идеи, доказали ученые

Свежие исследования в области нейробиологии и физиологии показывают, что машинальное калякание на бумаге помогает человеку быстрее усваивать новые идеи и запоминать информацию
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А. Таранин

Гендиректор консалтинговой компании Green Street Юна Скобликова часто машинально рисует, когда разговаривает по телефону. «Я не вижу собеседника. Мне не хватает его взгляда. А хочется увидеть что-нибудь», - говорит она. Чаще всего после разговора на бумаге остаются кружочки, плавные или округлые линии. «Я рисую в расслабленном состоянии, когда беседа вызывает положительные эмоции. Если разговор становится нервным, вскакиваю и хожу с телефоном по комнате», - признается Скобликова. По ее словам, рисунки помогают ей концентрироваться и запоминать информацию. Иногда они даже отражают суть разговора. «Когда я обсуждаю какое-то решение, рисунки часто остаются незаконченными. Рука просто бессознательно следует за моей мыслью, пока я вырабатываю решение», - говорит она.

В современной жизни на людей обрушиваются такие потоки информации, которые они не в состоянии запомнить и обработать. Поэтому многие ищут способы лучше сохранить в голове нужную информацию, объясняет психолог Лия Киневская. Рисунки на полях особо важны для людей с сенсорным восприятием жизни, потому что они запоминают информацию через образы, чувства и осязание, говорит она.

«Это инструмент для мыслительной деятельности, - утверждает писательница Санни Браун, автор книги The Doodle Revolution («Революция почеркушек»). - Калякание влияет на то, как мы перерабатываем информацию и решаем задачи».

Машинально сделанные почеркушки могут быть очень разными: от абстрактных узоров до чертежей или реалистичных изображений предметов, людей и пейзажей. «Кружочек, как правило, выявляет зацикленность на какой-то мысли, квадрат с острыми углами - несогласие с собеседником, цветок - положительные эмоции», - рассказывает Киневская.

Рисунок на память

Школьная преподавательница Саманта Уилсон разрисовывает листы на заседаниях и уроках - это помогает ей снять нервное напряжение и справиться со скукой. «Может показаться, что я отключаюсь, но на самом деле я мысленно сосредотачиваюсь, придаю законченную форму собственным идеям», - говорит Уилсон. Именно процесс рисования помог ей определиться с темой для дипломной работы.

Джесс Принц, преподаватель философии в магистратуре при Городском университете Нью-Йорка, утверждает, что рисование человеческих голов в необычном ракурсе или окружении помогает ему лучше сосредоточиться на конференциях. Потом, рассматривая рисунки, Принц восстанавливает в памяти услышанное: «Они помогают вспомнить гораздо больше. Это как открытка - путешественник мог забыть детали своей поездки, но при взгляде на изображение они снова оживают».

По словам Санни Браун, для некоторых людей почеркушки - подспорье в учебе. По работе ей приходится вести курсы, на которых корпоративных руководителей учат представлять идеи, концепции в виде графических образов. Это помогает им настроиться на творческий лад и делает общение более содержательным.

Рисунки на полях, конечно, дают косвенную информацию о состоянии человека, строить на этом, например, коучинговую сессию невозможно, полагает Павел Буков, коуч и гендиректор консалтинговой компании RQLab. «Я замечал, что мои клиенты рисуют иголки или шипы, когда не хотят говорить на какую-нибудь тему, или заштриховывают рисунок, когда нервничают», - рассказывает он. Кроме того, по месторасположению рисунка, внизу или наверху, можно судить о самооценке человека, добавляет он. Однако Буков считает, что излечить психологические проблемы с помощью рисунка человек может, только если он рисует сознательно. «Навыку прорисовывать свое состояние и таким образом осознавать его может научить только психолог», - говорит он.

Ученые ранее считали, что почеркушки позволяют заглянуть во внутренний мир человека, но недавние исследования этого не подтверждают, как явствует из публикации 2011 г. в медицинском журнале The Lancet. Некоторые исследователи полагают, что калякание помогает мозгу оставаться активным, задействуя «сети по умолчанию» - области, поддерживающие базовый уровень активности коры головного мозга, когда внешние раздражители отсутствуют.

Расшифровать мысль

Митико Маруяма, изучающая медицину в Университете Британской Колумбии в канадском городе Ванкувере, на лекциях записывает только ключевые слова, а затем сопровождает их «ежедневными почеркушками», с помощью которых ей легче собрать воедино полученные сведения. «Пока я не зарисую все, мне трудно сформировать в уме полную картину, - говорит студентка. - Рисование позволяет понять, что я усвоила, а что - нет». Когда Маруяма на неделю прекратила делать зарисовки, ее успеваемость ухудшилась.

По мнению Габриелы Голдшмидт, преподавателя архитектуры в институте Технион в Хайфе, вид рисунка стимулирует человека к развитию имеющихся идей. «Почеркушки запускают диалог между рассудком, рукой, держащей карандаш, и глазами, следящими за движением карандаша», - говорится в отчете об исследовании, опубликованном Голдшмидт в 2014 г. Исследовательница наблюдала за студентом, у которого застопорилась работа по проектированию детского сада. Не зная, как решить проблему, студент начал покрывать лист бумаги образцами собственной подписи. Через какое-то время он заметил, что наносимые им на бумагу линии образуют схему взаимного расположения трех функциональных блоков детского сада. Он перерисовал эту схему в увеличенном масштабе и вскоре смог создать нужный чертеж.

Часто рисунки выражают сложные эмоции, которые трудно описать словами. В 2011 г. на стокгольмской конференции по вопросам взаимодействия человека с компьютером был представлен доклад об эксперименте, в ходе которого 10 человек обменивались рисунками в социальной сети. Эти рисунки выражали переживания, о которых испытуемые не решились бы рассказать словами. Один из них, 37-летний учитель, недавно ставший отцом, изобразил «изношенный» мозг, олицетворяющий его душевное состояние. 27-летняя аспирантка нарисовала обелиск, возвышающийся над фигурой ребенка. Обелиск символизировал надвигающийся дедлайн, а фигурка - ее саму. «Возможность делать зарисовки меняет наши средства для выражения своих чувств, - говорит Надир Вейбел, преподаватель Калифорнийского Университета в Сан-Диего. - Картинки сообщают гораздо больше, чем текст или фотография, сообщение получается более личным».

Конечно, почеркушки не всегда помогают решать ментальные задачи. Исследование, проведенное в 2012 г. в Университете Британской Колумбии, показало, что человеку, просматривающему последовательность изображений и одновременно черкающему что-нибудь на бумаге, оказывается труднее запомнить показанное. Вероятно, в этом случае ментальному аппарату, ответственному за обработку образов, приходится работать на два фронта, выполняя две схожие задачи. «Если рисование происходит одновременно с другой работой, задействующей те же когнитивные каналы, происходит затор», - делает вывод Браун.

По мнению Катрины Гридиной, психолога и преподавателя импровизации и перформанса школы «Искусство быть», бессознательное рисование на полях вовсе не помогает сосредоточиться на предмете разговора. «Часть мозга переключается на рисование, и внимание рассеивается, - полагает она и добавляет: - Я чаще всего рисую от скуки, когда разговор или человек мне не очень интересны. Но я не могу сказать об этом собеседнику впрямую». Гридина считает, что бессознательное рисование помогает людям на работе, когда им не нравится задание, которое им поручили, разговор с клиентом или просто поведение коллеги: «Мы же не можем в этой ситуации сказать правду собеседнику. А рисование - это своего рода сброс негативных эмоций».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more