Что удивило больше всего на фабрике DHL в Шанхае

Недавно мы в Стартап академии «Сколково» сделали такую. Я сам заставлял сотрудников писать что-то хорошее о других. Приказной порядок. Прошел месяц - теперь за уши не оттащишь - места для стикеров не остается. И да, это действительно улучшает атмосферу в коллективе. Другая вариация совсем простая - доска идей. Каждый сотрудник раз в месяц должен написать идею по улучшению компании. А потом вы либо выбираете лучшую, либо устраиваете, скажем, конкурс на самую глупую или необычную идею.

До сих пор вспоминаю годичной давности поездку в Шанхай. На фабрике DHL увидел работающий улей - 100 китайцев без конца упаковывают коробки. Никакого креатива - одна рутина. А на выходе стоит огромная доска с фотографиями тех, кто стал собирать коробки наиболее эффективно. На той же доске показано, как можно быстро угробить коробку. На таких мелких идеях Toyota сделала миллиарды и возникла целая наука о менеджменте качества.

Зачем на этом бездушном производстве такая доска? Ответ кроется в наших базовых мотиваторах. Слава - один из них (еще есть власть, деньги, самореализация, удовлетворенное любопытство и спокойствие). Но многим людям действительно приятно, что все знают об их успехах. Даже если они просто собирают коробки. Простите, не для этого ли многие из нас пишут в фейсбуке?

Очень часто в компаниях нам говорят, что для того, чтобы повесить такую доску почета, нужно получить кучу согласований. Полная ерунда. По собственному опыту скажу - нужно просто сделать ее в своем отделе. Самому. А потом увидите, как остальные подтянутся.

Расскажу еще о нескольких вариациях такого приема. Например, доска комплиментов. Эту идею подсказал Вишен Лакьяни, генеральный директор издательского дома Mind Valley. На самой доске любой сотрудник должен написать что-то хорошее о работе любого своего коллеги один раз в неделю. Скажете, глупость?

Наконец, доска ошибок. В чем суть: опять-таки каждый должен написать на стикере и повесить на доску свою ошибку в работе за последний месяц. Страшно? Уволят? Это зависит от руководства. Если оно адекватное и понимает, что, уж простите за банальность, на ошибках учатся, то топ-менеджеры и сами будут отмечать свои неудачи.

Да, чуть не забыл. Доска для записей очень пригодится и вашим клиентам. Мой друг Руслан Раджапов, сооснователь и управляющий партнер Correa's, придумал поставить в один свой ресторан флипчарт. Простой флипчарт.

К концу дня он теперь всегда забит не только рисунками котов, но и полезными отзывами про еду и сервис. Приятными и не очень. По мне так учет моего мнения в ресторане (и не только в ресторане) вкуснее хорошего стейка!