Статья опубликована в № 3695 от 14.10.2014 под заголовком: Россия не справляется с рутиной

Российский бизнес не справляется с рутиной

В большинстве российских компаний ежедневная рутинная работа выполняется не более чем на 30%, подсчитали отечественные эксперты по менеджменту. Отсюда ошибки и сбои, с которыми каждая компания борется по-своему
А. Таранин
Что это такое

Рутинный труд - это работа, которая требует следования определенным инструкциям и подчинения четко сформулированным правилам, дают определение такому труду авторы исследования Федерального резервного банка Нью-Йорка, проведенного в 2012 г. совместно с Колумбийским и Нью-Йоркским университетами. Исследователи из Хельсинкского технологического университета добавляют, что рутинная работа позволяет компании лучше координировать свою деятельность, требует ограниченных когнитивных ресурсов и обеспечивает стабильность.

Креатив наступает

С 40 до 60% выросла в США с 1975 г. доля работ с нерутинными обязанностями - об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2012 г. Федеральным резервным банком Нью-Йорка совместно с Колумбийским университетом и университетом Нью-Йорка. Доля рутинной работы в мире постоянно сокращается, а доля нерутинной - растет. Стабильный рост этого показателя в течение многих лет позволяет предположить, что к 2025 г. уже 70% работ можно будет считать нерутинными. Нерутинными авторы признают работы, где требуется гибкость мышления, умение решать сложные проблемы и креативный подход.

В корпорации «Мечел» работает 80 000 человек, в компании существуют производственные планы и многочисленные системы контроля, но рабочие на заводах все равно не всегда следуют инструкциям, сетует Елена Селиванова, вице-президент по кадровой и социальной политике компании. Из-за несоблюдения инструкций происходит 90% производственных травм. Причем чаще неприятности случаются с опытными людьми, которые настолько уверены в себе, что перестают на 100% подчиняться общим правилам, говорит Селиванова и добавляет: на заводах компании есть система поощрения сотрудников, но всех не заставишь добросовестно относиться к повседневной рутинной работе. Всегда находятся нарушители.

Нарушители основ

Рутина - основа любой работы, но в российских компаниях именно эта часть работы часто не выполняется как должно. И на то есть две причины: ментальность и низкое качество менеджмента, считает Константин Савкин, бизнес-тренер и автор семинаров для собственников и топ-менеджеров. «В России люди не привыкли контролировать свое время и работу. Компании ввели новомодную систему KPI. Но за высокими целями не видят реальной рутинной работы. Руководители не могут поминутно следить за сотрудниками, многие мелочи упускают. А бизнес в итоге выходит из-под контроля», - сожалеет Савкин. Прямо хоть камеры в офисе ставь, добавляет он. Но ведь такие драконовские меры могут вызывать отторжение.

А Константин Бакшт, гендиректор «Капитал консалтинга», и вовсе уверен, что проблемы начинаются еще на этапе подбора персонала. В России принято проводить индивидуальные собеседования. Для кандидата это выгодно, поскольку он преподносит себя в лучшем свете, а его реальный опыт работодателю непонятен, объясняет Бакшт. В результате набирают не тех людей. «Из тухлого мяса не сделать колбасы», - замечает в сердцах эксперт и добавляет: ведь есть технологии оценки кандидатов. Если ими пользоваться, то наберешь правильных людей, которые будут правильно справляться и с рутинными, и с нерутинными обязанностями.

Технологии борьбы

«В нашей компании проблема невыполнения рутинной работы давно стояла остро. Мы пытались брать с людей штрафы по 500 руб. за ошибку, но это полностью не помогало», - рассказывает Сергей Вишняков, управляющий сервисом по сопровождению сделок с недвижимостью «Прайм квалити». И тогда в 2014 г. в компании решили прописать в инструкциях все бизнес-процессы по каждой сфере деятельности. Например, шаг один: поступил звонок от клиента, надо внести данные в компьютер и отметить, когда перезвонить. Шаг два: собрать для предстоящего разговора с клиентом документы. «Теперь нам легче контролировать работу и легче понимать, где произошел сбой», - говорит Вишняков и добавляет: пока рано подводить итоги, насколько эта система увеличивает объем продаж и сокращает убытки, но она уже серьезно облегчила повседневную работу.

Алексей Рощин, руководитель управления развития продаж факторинговой компании «Лайф», считает, что работу нужно просто как можно больше разнообразить и перемежать с интересными мероприятиями. «Возраст наших сотрудников - не более 30 лет, и мы сделали ставку на эмоции, - рассказывает Рощин. - Мотивацию поддерживает бизнес-олимпиада, победители получают современные гаджеты. А настроение - проект «Жизнь в стиле «Лайф»: конкурсы, мастер-классы и просто событийные мероприятия. Например, у нас есть опыт мыловарения, или мы привозили в офис фотокабину. Важно подарить сотрудникам эмоции, которые вдохновят их на высокие результаты».

Каждый год повышайте зарплату так, чтобы она пусть ненамного, но превышала среднюю по рынку, советует Полина Прудентова, руководитель департамента массового подбора ManpowerGroup. И еще, принимая на работу сотрудника, сообщайте, по истечении какого срока он будет либо повышен, либо переведен на другую, пусть и не менее рутинную работу, добавляет она.

За границей не лучше

Сетования российских экспертов перекликаются с их западными коллегами. Те жалуются на то, что в посткризисные годы после массовых сокращений у американских работников сильно увеличилась занятость и теперь они не справляются с ежедневной рутинной работой. Технологии и автоматизация, конечно, помогают, но всех проблем не решают. К примеру, исследователи из двух бизнес-школ, Уортонской и Кенана-Флэглера, изучили ситуацию с такой рутинной процедурой, как мытье рук, в 35 американских больницах. Сенсорные бейджи, прикрепленные к одежде 4000 сотрудников, показали, что медработники стали на 8,5% реже мыть руки в течение 12-часового рабочего дня. Исследователи вывели, что небрежное отношение к рутинной процедуре может обойтись в лишние $25 млрд, затраченных на лечение пациентов от инфекций, распространяющихся через грязные руки.

Американский журналист и консультант Крис Миксен предлагает бороться с рутиной такими способами: надо чаще перемещать сотрудников по горизонтали в пределах их подразделения, чтобы у них менялись рутинные обязанности; нужно время от времени изобретать для подчиненных новые, интересные задачи или менять существующий порядок выполнения операций. И, конечно же, на рабочем месте не лишне иногда веселиться: включить музыку, пошутить, поболтать.

Работаем за идею

Главное, чего не хватает нашим компаниям, - это идеологии труда, высокой миссии, ради которой стоит работать, уверен Константин Савкин. В компании должен быть человек, который напоминает сотрудникам, что, продавая, например, игрушки, они приносят радость детям, а не только зарабатывают деньги для акционера.

Даже в той мысли, что ты зарабатываешь деньги для акционера, нет ничего плохого. Ведь акционер дает тебе работу, платит зарплату, позволяет вырасти профессионально, рассуждает Александра Цой, коммерческий директор розничной компании Diva. «Чувство сопричастности к результату компании мотивирует на выполнение не только стратегических задач, но и повседневной рутины», - говорит она.

«Не надо составлять себе вымученные графики, не надо формулировать 10 правил поведения в компании. Нужно просто добросовестно делать свое дело и ничего не откладывать на потом», - убежден Борис Щербаков, гендиректор Dell. А Елена Селиванова из «Мечела» добавляет: «Я уже 15 лет занимаю пост вице-президента в разных компаниях. Через 5-6 лет работа все равно приедается. Но делаешь всю рутину, потому что это твой долг».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать