Привычка торговаться тормозит развитие интернет-торговли в Иране

Когда Хамид и Саид Мохаммади основали онлайн-ритейлер Digikala, у них было $20 000 в кармане и пара инженеров в штате. Сейчас компания контролирует 85% рынка интернет-торговли Ирана
Покупатели в Иране привыкли торговаться перед покупкой, и это тормозит онлайн-торговлю/ Atta Kenare/ AFP

Крохотный вклад. 0,7%

таков, по неофициальным данным, вклад интернет-торговли в ВВП Ирана. Это не в пример меньше, чем в соседних Турции или ОАЭ. А потенциал весьма велик, уверяют аналитики

Интернет-торговля в Иране развивается, несмотря на серьезные внутренние ограничения и международные санкции, наложенные на страну. Братьям Мохаммади принадлежит 49% ритейлера Digikala, остальным 51% владеет Sarava Venture Capital. Сегодня компанию оценивают в $100 млн.

«Иранский рынок испытывает крайнюю нужду в электронной коммерции. Она обречена на бурный рост вне зависимости от того, какое правительство у власти и снимут санкции или нет, - рассказывает Хамид, сидя в 10-этажном офисе компании в центре Тегерана. - Digikala растет каждый год процентов на 200, несмотря на все политические и экономические потрясения».

Доверие против ограничений

Иран - один из крупнейших рынков, где онлайн-торговля развита крайне слабо. При этом население весьма продвинуто в технологическом плане. 70% иранцев моложе 35 лет. Уровень проникновения интернета и мобильной связи - один из самых высоких в регионе: 55 и 126% соответственно. Местная система дебетовых карт весьма эффективна, так что доверие к онлайн-платежам высоко.

«Иранская молодежь неостановима, как цунами. Ее завораживают интернет и мобильники», - делится наблюдениями один из местных предпринимателей, пожелавший остаться неизвестным.

Но и препятствия перед онлайн-торговлей стоят нешуточные. Из-за международных санкций предприниматели не могут купить программное обеспечение для онлайн-торговли. Не работает PayPal и другие общепризнанные платежные системы. Иностранные инвестиции равны нулю. Реклама в Facebook, Google и других соцсетях и ресурсах невозможна.

Духовенство, правящее в стране, убеждено, что открой интернет - и молодежь подхватит декадентскую западную заразу. Они придумали множество внутренних ограничений. Скорость соединения искусственно занижается. Множество сайтов, в том числе YouTube, Facebook и Twitter, блокируется, хотя многие успешно обходят эти заслоны. Чтобы получить лицензию интернет-магазина, нужно прорваться через множество бюрократических препон. Стартапам катастрофически не хватает венчурного капитала и бизнес-инкубаторов.

Менталитет как препятствие

Национальный менталитет тоже льет воду на мельницу противников интернет-торговли. Например, покупатели здесь привыкли долго рассматривать товар и торговаться перед покупкой.

Попытка правительства Хасана Рухани ослабить интернет-цензуру провалилась под давлением оппозиции. Но есть и позитивные сдвиги. Министерство связи недавно выдало двум сотовым операторам, Hamrahe Aval и Irancell MTN, лицензии на 3G и 4G. А интернет-провайдерам позволили увеличивать скорость для пользователей до 10 мегабит в секунду. Онлайн-ритейлеры надеются, что это подстегнет развитие их сектора, облегчит покупателям просмотр изображений и видео на сайте.

Несмотря на все трудности, в стране, по некоторым оценкам, функционирует около 15 000 онлайн-магазинов. Среди одних из самых перспективных - Digikala, который сделан по образу и подобию Amazon, Takhfifan - аналог Groupon, eSam - eBay и Sheypoor - сайт бесплатных объявлений.

Потихоньку возникает и поддержка стартапов. В этом году партнерство, в которое в том числе входит частный предприниматель Мохсен Малайери, основало бизнес-акселератор Avatech. Он предлагает обучение, начальное финансирование, консультирование и помещения для компаний. Следующей весной Avatech намерен устроить презентацию 10 стартапов потенциальным инвесторам.

Рынок требует риска

Потенциальные интернет-бизнесмены начинают проявлять инициативы снизу, организовывая различные мероприятия. Например, второй год проводится Google Startup Weekend.

Но поддержки все еще явно не хватает. «Немногочисленные инвестиционные и венчурные фонды Ирана предпочитают вкладываться в доказавшие свою жизнеспособность компании, а не стартапы, пусть и весьма перспективные, - объясняет Амир Сайрус Раззаги, сооснователь Persian Luxury - онлайн-площадки, где состоятельные клиенты могут получить услуги консультантов, например по шопингу. - Молодым предпринимателям с инновационными идеями практически бесполезно искать начальный капитал на стороне».

Единственный иностранный инвестор в онлайн-торговлю в Тегеране - Middle East Internet Holding (MEIH), совместное предприятие немецкого Rocket Internet и южно-африканского MTN Telecom. В Иране MEIH работает под брендом Romak. Среди поддержанных им проектов - онлайн-магазин Bamilo, торговая площадка Mozando и доставка еды Bodofood.

Romak угрожает стать главным соперником Digikala. Но Мохаммади спокойно к этому относится, веря, что у его детища огромная фора. «Сейчас нашей стратегией становится экспансия, даже если ради нее придется побыть убыточными, - точно так же ведет себя Amazon», - говорит он.