Российские краудфандинговые платформы хотят привлечь госфинансирование

О краудфандинге пока знают не более 2-3% наших сограждан. Платформа Boomstarter и «Опора России» хотят помочь начинающим предпринимателям популяризировать свою работу в 83 регионах страны и даже привлечь к софинансированию проектов государство
А. Таранин

Две большие разницы. Федор Мурачковский

гендиректор и сооснователь Planeta.ru. «Нельзя сказать объективно, кто - русские или американцы - легче расстается с деньгами. Американцы привыкли к электронным деньгам, платежам в интернете, краудфандинг там существует с 2008 г., они, наверное, более прагматично подходят к краудфандинговым проектам, любят материальные вознаграждения, новые гаджеты, создаваемые по краудфандинговой схеме. А в российском краудфандинге больше эмоций, чем прагматики. Наши люди более тщеславны, им нравится само ощущение причастности к популярному или известному проекту».

Весной бизнес-тренер Ирина Лиленко дописала свою первую книгу «Любовь по имени работа» и решила деньги на ее издание собрать через краудфандинг. Народное финансирование, убеждена Лиленко, отличный инструмент не только для сбора денег на какие-то творческие и благотворительные проекты (именно их больше всего на российских платформах) - это способ менять жизнь вокруг себя и решать многие задачи без оглядки на государство. В том числе поддерживая малый бизнес и социальное предпринимательство. Осталось убедить в этом потенциальных спонсоров и предпринимателей в регионах, которые о такой возможности не знают.

Кто с кем работает

В октябре Лиленко провела форум по крауд-технологиям, на который привезла из США гуру краудфандинга - эксперта Девина Торпа. С Торпом Лиленко договорилась совместно написать книгу «Краудфандинг: точка опоры», взяв за точку отсчета уже написанную Торпом книгу о сути и методах краудфандинга. В русской версии добавится подробный разбор многих российских проектов. На следующий год Лиленко собирается отправиться в роуд-шоу по российским регионам, встречаться со студентами старших курсов и выступать в местных бизнес-инкубаторах. А в конце мая планирует провести второй международный форум Crowdmap. Чтобы воплотить эту затею, она запустила проект на Planeta.ru и рассчитывает до апреля собрать 780 000 руб.

Лиленко считает, что российские краудфандинговые площадки недорабатывают со своей аудиторией так, как это делают на Западе. В США основатели краудфандинговых платформ на этапе запуска активно работали с аудиторией, разъясняли и продвигали саму идею народного финансирования, создавали вокруг площадки заинтересованное сообщество, готовое поддерживать крауд-проекты. В России же инициатива была задана уже имеющимися проектами, и под эти проекты делали площадку.

«Работа со спонсорами - это задача авторов каждого отдельного проекта, потому что никто, кроме авторов проекта, лучше не знает свою аудиторию и то, что и как он хочет до нее донести», - возражает Федор Мурачковский, гендиректор и сооснователь Planeta.ru.

«Краудфандинг создавался для того, чтобы автор проекта использовал техническое решение в виде платформы для сбора денег. В краудфандинге важна сопричастность. Люди либо верят автору, либо нет. И аудитории это важно. Если автор активничает и работает с аудиторией, доверие повышается. И он получает деньги. Если за него все делает площадка, это уже не краудфандинг», - добавляет гендиректор и сооснователь платформы Boomstarter Евгений Гаврилин.

«Мы работаем с авторами проектов и с аудиторией гораздо больше, чем западные платформы, - считает Мурачковский. - На «Планете» есть обучающее видео и текстовые мануалы по всем вопросам начиная с оформления проекта до юридических вопросов. Перед запуском проекта каждому автору высылается серьезная памятка, посвященная продвижению проекта. Мы проводим массу обучающих мероприятий в совершенно разных сферах и для разной аудитории, сегодня это может быть мастер-класс для выпускников киношколы о том, как найти финансирование для своего фильма, а завтра - встреча в бизнес-инкубаторе с представителями малого бизнеса, которые считают краудфандинг полезным для себя инструментом».

Идея пойдет в народ

«Предпринимательских проектов стало больше. Но, к сожалению, они еще не так заметны - проигрывают по сборам и продвижению (творческим людям проще себя пиарить), но мы стараемся им помочь», - уверяет Мурачковский.

В начале этого года Гаврилин из Boomstarter.ru рассказывал «Ведомостям», что им интересны и предпринимательские проекты, но пока нет ресурса для целенаправленного вовлечения предпринимателей в краудфандинг. А знают об этом инструменте в России не более 2-3% людей. К концу года ресурс и идеи появились.

В 2015 г. Boomstarter совместно с объединением предпринимателей «Опора России» планирует запустить проект «Сделай в России». Вероятнее всего, стартует программа в феврале в Красноярске. В каждом из 83 субъектов Федерации они планируют проводить двухдневный открытый семинар, на котором будут не только рассказывать о возможностях краудфандинга, но и обучать местных предпринимателей, как правильно создавать проект, как о нем рассказывать, как его продвигать на краудфандинговой платформе. «Таким образом, мы создадим структуру для взращивания мелких бизнесов», - надеется Гаврилин. Он сам не понаслышке знает, с какими сложностями сталкиваются предприниматели на старте и при поиске инвестиций.

Государство доплатит

Самое интересное в проекте «Сделай в России» - вовлечение в проект местных властей. В «Опоре России» работают над тем, чтобы успешные проекты, собравшие более 50% от заявленной суммы, получили дофинансирование или удвоение собранных средств за счет государственной системы поддержки предпринимательства. Но пока договоренностей со всеми регионами об этом нет, рассказали в «Опоре».

«В этом случае уже не государство, а общество сможет решать, какому бизнес-проекту оказывать господдержку. Люди проголосуют рублем, - объясняет Гаврилин. - Если люди уже оплатили предзаказы и проголосовали за то, что такой бизнес-проект им нужен, то почему бы именно ему не получить поддержку государства? А если проект обществу не интересен, то какой смысл тратить средства на его поддержку?»

От такой модели выиграют все, уверен Гаврилин. Государство сможет повысить эффективность поддержки, оказываемой местному малому и среднему бизнесу. А не получившие поддержки общества предприниматели приобретут колоссальный опыт. Они смогут или доработать проект, или найти новую идею и пробовать снова.

Старт в разгар кризиса Гаврилин считает удачей. Кризис, дискомфорт дают хороший толчок к развитию, и вовлечение людей будет выше.

Дело в менталитете

Российское издательство настольных игра Hobby World уже трижды запускало крауд-проекты на американском Kickstarter, за первые два они привлекли около $67 000 от более чем 1200 бекеров, третий проект еще не закрыт.

«Для нас этот опыт интересен с точки зрения изучения ожиданий западного рынка от нашей продукции, - рассказывает Анна Шевелева, представитель Hobby World. - Если сравнивать наши и зарубежные площадки с точки зрения B2B-бизнеса - отечественный краудфандинг пока в этом плане проигрывает. Через Kickstarter к нам приходят не только конечные покупатели, но и будущие западные партнеры, готовые к изданию наших продуктов. И Kickstarter наглядно дает им понять, что продукт может пользоваться коммерческим успехом».

Потребности в запуске проектов на отечественных краудфандинговых ресурсах у издательства пока не было. Но такой возможности, по словам Шевелевой, они не исключают в будущем.