Повысить зарплаты сотрудникам в этом году планируют 30% российских и 60% иностранных компаний

Стоит ли в этой ситуации просить у руководства повышения зарплаты?

Ну что, сколько раз за последние дни вы пересчитали свои зарплаты по курсу?

Некоторые на фоне общих негативных новостей пытаются создавать волны негатива и относительно рынка труда. Мы не видим паники. Несырьевой бизнес, даже не очень крупный (если не брать сегмент совсем мелкого, индивидуального бизнеса), чувствует себя в целом без радужных иллюзий и ожиданий, но состояния «мы все умрем» тоже нет. Скорее, настороженное внимание. Самый частый вопрос моих клиентов: что планируют делать компании в отношении численности персонала и есть ли планы по индексации зарплат.

Повышение окладов в этом году планировали не более 30% российских компаний, но при этом не менее 60% иностранных компаний (по информации «Банка данных заработных плат» HeadHunter).

Правда, планируемый процент повышения составляет в лучшем случае 10%. И еще это часто означает, что зарплаты будут увеличивать не всем, а очень индивидуально (особенно это касается российских компаний).

В любом случае сложившаяся ситуация означает, что с реальным сокращением заработных плат столкнутся практически все работающие по найму люди в нашей стране. К этому можно относиться с разной силой эмоций (тональность эмоций понятна), но жить в новой данности придется всем.

Многие основатели компаний прошли через 1998-1999 гг. и почти все - через 2008-2009 гг. Многие сделали правильные выводы, что массовые увольнения не приводят даже к краткосрочной выгоде. А это еще и дорого. Правильное сокращение - длительный и затратный процесс. А при неправильном затраты на суды, которые встают на защиту интересов незаконно уволенных, и последующее восстановление на работе - недешевое удовольствие. Поэтому в нынешнем состоянии паника - состояние непродуктивное. Все равно без маркетолога и специалиста по персоналу вы долго не сможете работать (если ваш бизнес хотя бы больше 100 человек).

Поэтому ждать ли сейчас массовых сокращений? Скорее нет. Роста вакансий, конечно, не будет тоже. Именно роста, а не вакансий вообще. Но в любом случае, сокращения будут. За 2010-2014 гг. многие компании снова ухитрились обрасти «жирком» и накопить «лишних» людей.

Будет ли падение зарплат в номинальном выражении? Тоже вряд ли. Иллюзия прошлого кризиса, когда многие решили, что теперь могут найти суперценных специалистов дешевле - однозначно не сработали. Суперценных никто и не собирался отпускать.

Что делать конкретно вам? Ответить себе честно на вопрос, являетесь ли вы тем самым ценным человеком для компании. Подумать, отвечаете ли вы за какую-то уникальную, жизненно необходимую компании функцию? Например, вы лучший менеджер по продажам. Или единственный специалист казначейства. Если вы руководитель - то можете ли вы что-то сами делать руками (ногами, головой)? Если ответ - «да», значит, вы можете быть более-менее спокойны. Если нет, то рецепт один - работать с максимальной отдачей и результативностью, на которую вы способны. Причем не просто демонстрировать рвение к работе и лояльность к компании, а именно давать результат. Чтобы не возникло мысли, что вы лишний человек в компании.

Почти уверена, что совокупный доход (то есть оклад плюс бонусы) в следующем год сократится за счет бонусной части. Так бывает всегда. Но при этом сократится несильно. Так, у российской системы оплаты труда в широком смысле есть интересная особенность. Доля оклада в совокупном доходе (даже для уровня высшего менеджмента и даже для функции продаж) очень высока по сравнению с Западом - порядка 80%. То есть наши люди хотят получать высокий оклад (что в принципе понятно).

Просить ли у руководства повышения зарплаты? Поверьте, они и так видят ситуацию на рынках. Почти все, кто связан с импортными сырьем, товарами или услугами, будут повышать цены в следующем году, а значит, повысят и зарплаты. У меня есть подруга, которая работает дистанционно на российскую компанию, а живет в другой стране (т. е. доход получает в рублях, а расходы несет в валюте). На мой вопрос, как реагирует ее работодатель на ситуацию с курсом валюты и ее зарплатой, она ответила: «Сочувствует». Хорошо, что далеко не у всех 100% расходов в валюте.