Самое важное при слиянии компаний - пресечь интриги

Даже самые многообещающие альянсы обречены на столкновение корпоративных культур
Graham Barclay/ Bloomberg

Когда ритейлеры электротоваров Dixons Retail и Carphone Warehouse слились в прошлом году, ряд магазинов немедленно переделали в совместные точки продаж. Часть Carphone выделили более приглушенным тоном пола, чтобы разграничить с площадью, занимаемой брендами Dixons - Currys and PC World. Но гендиректор Dixons Carphone Себастьян Джеймс теперь опасается, что раскрашивание пола могло создать ложное впечатление и у персонала, и у покупателей о новообразованной компании. Сам Джеймс считает ее единым целым.

Слияние мечты

Год назад Джеймс, который до слияния возглавлял Dixons, встретился с коллегой из Carphone Warehouse Эндрю Гаррисоном, чтобы пропустить стаканчик в лондонском баре Electric Cinema и обсудить, как им будет работаться вместе. «Рассматривая ситуацию с разных сторон, мы не могли избавиться от великолепного чувства, что у нас единый бизнес», - вспоминает Джеймс.

7 августа Dixons и Carphone завершили «слияние равных». Выручка новой компании составляет 10 млрд фунтов стерлингов, в 14 странах на нее работают более 40 000 человек.

Выступая в ноябре на FT Innovate conference, Джеймс и Гаррисон (который стал заместителем гендиректора новой компании) отпускали добродушные шутки, словно двое новобрачных. «Все идет лучше некуда, но подозреваю, что многие молодожены произносят такое не менее трех-четырех раз за медовый месяц», - иронизирует Джеймс. Объявляя в конце года промежуточные результаты компании, он настолько разгорячился, что заявил: «[Процесс слияния] идет даже лучше, чем в самых смелых моих мечтах».

Оба руководителя говорят о слиянии как о чем-то предначертанном компаниям самой судьбой. И впрямь - один из бывших топ-менеджеров Dixons признается, что идею слияния Carphone обсуждали еще в 2009 г.

Гаррисон вспоминает, что начало всему положила дискуссия о том, куда катится мир и что в нем хочет достичь компания. Звучит весьма патетически, но на самом деле подобные разговоры - неплохое начало многих сделок. На примере недавних слияний и поглощений в США и Великобритании Cass Business School доказывает, что в списке удачных сделок большинство составляют те, что были инициированы по стратегическим соображениям.

Dixons и Carphone пришлось ускорить процесс, когда слухи о грядущей сделке просочились на рынок. Нет худа без добра - утечка позволила обеим компаниям делиться большим объемом информации с персоналом и поставщиками. То же исследование Cass Business School показывает важность коммуникации: две трети компаний, успешно прошедших слияние, весьма подробно раскрывали свои планы.

Проблема вырастет

К августу 2000 менеджеров магазинов обеих компаний прошли совместный тренинг. Одной из его целей было познакомить будущих коллег. Менеджеры обязались провести разъяснительную работу среди персонала магазинов. Накануне завершения сделки магазин на Оксфорд-стрит - один из семи, выбранных для пилота по совместной работе, - организовал встречу персонала за пиццей, «чтобы каждый понял, почему компании сливаются и почему это так важно», вспоминает Джиоти Калра, руководитель персонала этого магазина.

Вильям Чжан, ее коллега из Currys/PC World, добавляет, что целью было убедиться - клиентов обслужат одинаково в любой части магазина, «независимо от того, носит ли персонал черные или голубые майки» (первые - униформа Currys, вторые - Carphone).

Джеймс рассказывает, что для разрешения противоречий между людьми надо реагировать «быстро, на месте и малоэмоционально». Dixons Carphone регулярно проводит исследования персонала, чтобы понять, как движется процесс. «Но в любой организации не обойтись без трений. Если есть потенциальные проблемы, [слияние] обязательно их усугубит», - признает Джеймс.

Избежать интриг

Dixons Carphone решила не делать ребрендинг. Но ритейлеру не избежать трудностей совмещения разных систем вроде управления складскими запасами, учета продаж и т. д. Вопросы возникают даже при выработке стандартов ценообразования. Еще в результате слияния у компании получился избыточный управленческий аппарат. Чтобы разграничить сферу ответственности первых лиц, Гаррисон взял на себя ответственность за расширение бизнеса и инновации, а Джеймс - за оперативное управление. Гаррисон также управляет единым департаментом, координирующим все поставки компании во всех странах.

Как отмечает бывший топ-ме­нед­жер Dixons, ключ к успеху в том, сможет ли объединенная группа добиться лучших условий у поставщиков, чем каждая ее компания по отдельности. Оба руководителя компаний входят в руководящий комитет, ответственный за интеграцию. Возглавляют его два человека: один - от Dixons, другой - от Carphone.

«Мы много думали о разделении полномочий, - вспоминает Джеймс. - И были решительно настроены на то, чтобы это не превратилось в «Игру престолов», и пресекали попытки интриговать».