У крупных компаний вошла в моду организация конкурсов молодых предпринимателей с призовым фондом

Это не столько источник финансирования, сколько инструмент продвижения
А. Таранин

Всем известны конкурсы начинающих предпринимателей и проектов, которые проводят инвестфонды. Денег там не дают, но стартапы получают нечто гораздо более ценное – признание и возможность познакомиться с потенциальным стратегическим инвестором или клиентом. Например, фонд «Сколково» начиная с 2013 г. проводит конкурс инновационных проектов в рамках конференции Startup Village. Компания «Экзоатлет», которая стала победителем в 2014 г., занимается разработкой экзоскелета для реабилитации пациентов с локомоторными нарушениями. Работа над этим проектом была инициирована еще в 2011 г. МЧС России и научной командой в МГУ. Продвигать такой продукт непросто. Эффект от участия в публичном мероприятии оказался налицо. «Почти сразу же мы нашли ключевого партнера для клинических исследований – РНИМУ им. Пирогова – и сейчас ведем переговоры еще с шестью клиниками, – рассказывает Екатерина Березий, руководитель «Экзоатлета». – На участие в этих клинических исследованиях записалось 700 пилотов-параплегиков, 47 из них готовы купить экзоскелет уже сейчас. Мы также привлекли двух бизнес-ангелов и нашли ключевого партнера, который будет производить наши экзоскелеты».

Но те конкурсы, которые вошли в моду в 2014 г., представляют собой нечто совсем иное. Области, в которых могут подвизаться стартаперы, чрезвычайно разнятся – от сферы услуг и общепита до IT. Кроме того, в отличие от конкурсов инвестфондов слово экспертного жюри имеет важное, но не всегда решающее значение. Многое решают посетители странички конкурса в интернете путем голосования, ну и, конечно, спонсоры.

300 000 рублей и пачка чая

В феврале этого года компания Unilever запустила проект Lipton Goodstarter, который дает возможность начинающим стартапам с социальной направленностью получить небольшое финансирование – 300 000 руб. Конкурс проходит в семь этапов (общий призовой фонд составляет 2,1 млн руб.), после каждого из которых отбирается один победитель. Проекты самые разные. Главные критерии – идея проекта должна быть яркой и интересной, приносить пользу людям и иметь коммерческий потенциал. Все они публикуются на специальном сайте, где посетители могут за них голосовать. Затем экспертное жюри оценивает проекты, набравшие наибольшее количество голосов пользователей. Чтобы деньги (пусть небольшие) не были потрачены впустую, Lipton предоставляет победителям, коих к моменту завершения проекта будет семь, профессионального куратора. Он помогает начинающим предпринимателям решать вопросы финансового планирования, готовить отчетность, контролировать поставщиков и подрядчиков. О том, сколько составляют затраты на организацию такого конкурса, в компании говорить отказались, сославшись на то, что это конфиденциальная информация.

В конце прошлого года банк «ВТБ 24» затеял конкурс с громким названием «Ниша на миллиард». Все его участники были разделены на пять отраслей (отрасли были выбраны самим банком): «экологические товары и услуги», «образование для детей и взрослых», «домашние питомцы», «красота и здоровье», «уличный фастфуд». К участию допускались предприниматели с действующим бизнесом, который оценивался с точки зрения возможности его дальнейшего масштабирования. В конкурсе приняло участие 114 компаний. Главный победитель был определен открытым голосованием читателей на сайте проекта, второй – экспертным составом «ВТБ 24». Сколько составил бюджет конкурса, в банке также не стали комментировать.

Пиар дороже денег

Оба спонсора уверяют, что стартаперы получили значительный эффект от участия в конкурсе. В банке «ВТБ 24» называют в первую очередь нематериальные выгоды. Тем более что призы были скромными. Так, победитель получил бесплатное банковское обслуживание в «ВТБ 24» в течение года и специальные условия по кредитованию. «Многие наши предприниматели находили потом партнеров для бизнеса и открывали для себя новые рынки сбыта», – рассказывает Виталий Сухинин, представитель «ВТБ 24». Получатели призов Unilever говорят о том, что сумма в 300 000 руб. стала хорошим подспорьем для их малого бизнеса. Руководители проекта «Детский книжный автобус «Бампер», который стал победителем конкурса Lipton Goodstarter в марте этого года, полученный грант (300 000 руб.) решили пустить на оборудование читательской зоны в новом автобусе. «Сейчас мы составляем смету и оформляем все необходимые для перевода средств документы, – говорит Светлана Светова, советник руководителя проекта. – При нашей бизнес-модели, когда прибыль минимальна и вся она тратится на социальную деятельность, всегда не хватает средств на развитие. Поэтому для компании с годовым оборотом в 10 млн руб. сумма в 300 000 руб. – существенное вложение».

Большая игра

Наиболее крупным считается ежегодный конкурс «Молодой предприниматель», который спонсирует Сбербанк. Он начинается в регионах, победители выходят в финал всероссийского конкурса. Призы доходят до 1 млн руб.

Но пиар-эффект от участия в конкурсах оказался гораздо заметнее. По словам Световой, со стороны СМИ большого внимания к ее проекту не было, однако он получил колоссальную поддержку в интернете: за идею передвижного магазина детской книги проголосовало большинство (2204) пользователей сайта компании-спонсора. Попавшая в список 15 полуфиналистов конкурса «Ниша на миллиард» сеть фастфуда Mr. Pit денег не получила, но сильно повысила узнаваемость своего бренда. «В СМИ о нас сразу появилось несколько публикаций, – рассказывает сооснователь компании Александр Колосов. – После этого мы заметили, что количество упоминаний о Mr. Pit в социальных сетях значительно выросло». Общение с экспертами из жюри тоже оказалось важным для Колосова. «Когда тебя критикуют, обращают внимание на сильные и слабые стороны, а также дают советы по дальнейшему развитию, ты задумываешься, а все ли ты делаешь правильно», – рассуждает предприниматель.

«Все вышедшие в полуфинал бизнесы малотипичны для своих ниш, и большинство проектов были выбраны читателями эмоционально», – прокомментировал конкурс «Ниша на миллиард» Руслан Тугушев, основатель краудфандинговой платформы Boomstarter.ru. Ниша «уличный фастфуд» оказалась единственной, в которой его выбор абсолютно совпал с выбором читателей. «Здоровый фастфуд – один из трендов, у нас на Boomstarter быстро собирают деньги на такие проекты, как Mr. Pit», – заметил он.

Умиление на Рублевке

В конкурсе «Ниша на миллиард» победителем по народному голосованию стала компания Murmulet (выручка – 16,8 млн руб.), которой принадлежит кошачий питомник и бутик редких кошек. «Murmulet, конечно, это очень по-нашему – рублевские женщины будут рыдать, хотя как бизнес это воспринимать сложно», – заметил Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, член экспертного совета. В дополнительной номинации – за лучшую бизнес-модель на рынке – победил интернет-магазин фермерских продуктов Season Market (выручка – 8 млн руб.).

«В некоторых конкурсах финансовая поддержка вполне себе значительная, и все же я уверен, что это глупые деньги – отказываться от них не нужно, но и большой пользы они не принесут, так как, скорее всего, просто сгорят, – убежден Михаил Хомич, руководитель ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково». – На мой взгляд, лучше помогать не деньгами, а чем-то более вещественным: те же корпорации, например, могут выступать заказчиками у начинающих предпринимателей, особенно у интернет-стартапов».

По его мнению, принимая участие в таких мероприятиях, стартаперы руководствуются в основном тем, что их проекту это даст неплохой пиар-эффект. «Спонсоры думают ровно о том же: дескать, мы молодцы, помогли бизнесу. Многие потом забывают, что это был за конкурс. Главное – публикации и упоминания», – смеется Хомич.

«Для нас проект Goodstarter – это в первую очередь долгосрочная имиджевая инвестиция, он открывает большие возможности для популяризации бренда, – делится Софья Попова, менеджер по маркетингу бренда Lipton компании Unilever. – С начала марта на участие в проекте подали заявки более 400 стартаперов, также выросла посещаемость нашего ресурса – более 230 000 человек». Посещаемость подсчитали и в «ВТБ 24»: с октября по декабрь прошлого года общее число просмотров сайта проекта составило почти 80 000.

«Добиться таких показателей можно и другими средствами, но, возможно, это позитивно влияет на продажи», – не исключает Хомич.