Налоговики стремятся стать ближе к предпринимателям

ФНС запускает новые сервисы для предпринимателей
Если раньше предприниматель был обязан обращаться в инспекцию, в которой он находился на налоговом учете, то теперь он может прийти в любую инспекцию/ Д. Абрамов/ Ведомости

ФНС открыла новый сервис на своем сайте – «Личный кабинет налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей», сообщает «Интерфакс». За два месяца работы «личного кабинета» в пилотным режиме в 20 регионах РФ к нему подключилось более 9000 ИП. Чиновники надеются, что это позволит избежать бюрократии и сделает администрирование налоговых платежей очень доступным. В «личном кабинете» можно рассчитать и выбрать режим налогообложения, получить сведения о суммах уплаченных налогов, о размере задолженности.

Работать с ФНС стало проще, процесс стал более прозрачным, считает Станислав Сажин, совладелец компании «Доктор на работе». ФНС сделала большой шаг вперед в развитии электронных сервисов за последние два года, добавляет Роман Борисов, директор по развитию компании «Актион группа главбух». «Мы пользуемся сервисом «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», он заметно облегчает общение с инспекцией, – рассказал Борисов. – Если новый сервис для ИП будет обладать теми же возможностями, это большое подспорье для предпринимателей».

ФНС предложила другой прорывной сервис для юрлиц. Если раньше предприниматель был обязан обращаться в инспекцию, в которой он находился на налоговом учете, то теперь он может прийти в любую инспекцию. ФНС открыла центр обработки данных в Дубне. «Этот центр нам развяжет руки и позволит все наши электронные сервисы представить одинаково и очень удобно во всех точках страны», – сказал Михаил Мишустин, руководитель ФНС России. Этот центр консолидирует и хранит налоговую информацию со всей страны. Сейчас ФНС можно назвать самым передовым госведомством по набору электронных госуслуг и остальным у них стоит поучиться, замечает Борисов.

Правда, скорость работы сотрудников налоговой осталась прежней: на бумажные письма они отвечали около месяца и столько же приходится ждать ответа на онлайн-обращения. Например, компания Сажина переводилась из одной инспекции Москвы в другую и нужно было согласовать реквизиты по платежам. «Нам пообещали ответить на запрос через месяц», – приводит он пример. Предприниматели часто нанимают сторонних бухгалтеров для общения с ФНС, говорит Ольга Ситник, гендиректор туристической компании ExploRussia: «Если электронные сервисы смогут упростить отношения с налоговой, нам не надо будет нанимать дополнительный персонал». Сама Ситник была в налоговой инспекции дважды – когда надо было зарегистрировать юрлицо и когда изменился состав учредителей. «Мы очень боялись волокиты, но в налоговой все было хорошо организовано – электронная очередь и приветливые дамы в окошках, – говорит Ситник. – Я за то, чтобы было меньше бумаг и бюрократии».