Участники проектов краудинвестинга получают за свои деньги слишком мало

Сейчас решается, займет ли краудинвестинг существенную долю рынка венчурного финансирования
Шотландская пивоварня BrewDog собрала за 20 дней 5 млн фунтов/ BrewDog

Анализ сотен компаний, привлекших инвестиции с помощью краудинвестинга, показал: им удается продать куда меньше своих акций, чем тем, кто получал любое другое финансирование.

Две компании из трех, собравших с помощью краудинвестинга до 500 000 фунтов стерлингов, смогли продать инвесторам менее 20% своих акций. Фондам прямых инвестиций за такой же объем инвестиций стартап обычно отдает 44% своих акций, а бизнес-ангелам – 28%, гласят данные исследовательской компании Beauhurst. Статистика по компаниям, получившим предварительную оценку в 2 млн фунтов и более благодаря краудинвестингу, показывает, что частные инвесторы могут стать жертвой завышения стоимости бизнеса. Даже если исключить мелкие проекты, собравшие менее 100 000 фунтов, общая картина остается прежней, утверждает Beauhurst. «Это вполне соответствует анекдотичной ситуации, о которой нам рассказывали: краудинвестинговые платформы привлекают компании отчасти потому, что тут можно диктовать свою собственную оценку бизнеса, – рассказывают в Beauhurst. – Прямые инвесторы согласны за те же деньги получить меньше акций, чем бизнес-ангелы или венчурные капиталисты, так что компании лишаются меньшего пакета акций и слабее контролируются инвесторами».

В чем разница

Краудфандинг – инвестор дает деньги, ему обещают прислать продукт стартапа или какое-либо другое (скромное) вознаграждение. Краудинвестинг – финансирование «с миру по нитке» за долю в стартапе. Краудлендинг – народное кредитование в расчете на возврат денег с процентами.

Краудинвестинг развивается бурными темпами. В прошлом году люди вложили в мелкий бизнес с помощью специальных площадок 84 млн евро, свидетельствуют данные компании Nesta. Но многих в индустрии все больше беспокоит завышенная оценка части проектов. Люди могут не получить отдачи, на которую рассчитывали, даже если их высокорискованные инвестиции все-таки принесут прибыль. Особую критику вызвали пивовары. В середине мая шотландская независимая пивоварня BrewDog поставила рекорд, за 20 дней собрав с людей 5 млн фунтов. Отпраздновала это весьма необычно: десантировала с вертолета в лондонский Сити чучела «жирных котов» на парашютах – мол, компания утерла всем им нос и сказала новое слово в пивоварении и финансировании мелкого бизнеса. Но эксперты единодушно сомневаются, что инвесторы смогут вернуть свои вложения.

Один из крупнейших краудинвестинговых сайтов – SyndicateRoom в конце мая открыл «Академию инвестора». Вместе с юридической фирмой Taylor Wessing сайт будет просвещать посетителей о тонкостях начальной стадии инвестиций. Например, как высчитать оценку компании. Или о преимущественном праве выкупа, чтобы при следующих раундах финансирования доля инвесторов не размывалась вопреки их воле. «У инвесторов огромный дефицит информации, – признает гендиректор SyndicateRoom Гонкало де Васконселос. – Мы хотим помочь им принять взвешенное решение. В том числе отказаться, если проект им не подходит».

Васконселос предупреждает, что не понимающие основных принципов инвестиций в непубличные компании или разницы между различными сайтами краудфандинга люди рискуют без конца терять деньги. Краудинвестинговые площадки различаются и по степени проверки лотов, и по доле профессиональных инвесторов, участвующих в сделке. А компания All Street, первой ставшая предлагать аналитику по краудинвестингу, в марте начала продавать свои отчеты мелким инвесторам.

По словам Адриана Рейни, партнера Taylor Wessing, сейчас решается, будет ли краудинвестинг экзотикой или займет существенную долю рынка финансирования проектов на ранних стадиях. «Пройдет немало времени, прежде чем мелкие инвесторы осознают достоинства и недостатки вкладывания денег в частные компании в долгосрочной перспективе», – рассуждает Рейни.

FT, 26.05.2015, Антон Осипов