Зачем корпорациям нужны программы поддержки социально значимых проектов

Выгоду от социальных инвестиций измерить крайне трудно
Breadshare печет батоны по традиционным рецептам, без всяких современных добавок/ Breadshare

Компамния Breadshare заявляет прямо: «Наша миссия – улучшить выпекаемый в Шотландии хлеб». Эта эдинбургская компания печет батоны по традиционным рецептам, без всяких современных добавок. Она позиционирует себя как социального предпринимателя. Поэтому продукцию развозит на электромобилях и грузовых велорикшах. Дивиденды компания не платит. А работают в ней как наемные сотрудники за зарплату, так и добровольцы. Breadshare не только управляет пекарней в Whitmuir Farm в 16 милях от шотландской столицы, но и ведет образовательные курсы, в том числе для детей и людей с ограниченными возможностями, как правильно делать выпечку. «Не могу понять, как у людей язык поворачивается называть то, чем торгуют супермаркеты, хлебом. Мы это окрестили «похожая на хлеб субстанция», – рассказывает менеджер по развитию Дебра Ридделл. Пренебрежение к хлебу из торговых сетей не помешало Breadshare недавно получить 30 000 фунтов инвестиций от фонда Community Capital сети супермаркетов Asda.

Сеть Asda не одинока. Почти у всех из 250 крупнейших компаний мира есть свои программы поддержки социально значимых проектов. Coca-Cola, Nando’s и Anglo-American финансируют борьбу с малярией в Мозамбике. Centrica, владелец British Gas, запустила фонд социальных инвестиций Ignite на 10 млн фунтов. Grameen Group и Danone вместе помогают голодающим в Бангладеш. Причины у всех разные, от обещания включить социальные компании в цепочку поставщиков, чтобы улучшить восприятие бренда, до желания уменьшить социальное неравенство.

Мал, но динамичен

$15, 2 млрд в год тратят на социальную ответственность американские и британские компании из Fortune Global 500. Рынок же социальных инвестиций гораздо меньше: в Великобритании он оценивается примерно в 250 млн фунтов в год. Но он быстро растет.

Все чаще советы директоров решают, что средства будут тратиться куда эффективнее и с большей пользой для имиджа, если пустить их на нечто иное, нежели традиционные благотворительные взносы (например, в детдома или фонды). «Сейчас любая компания осознает, что нужно усиливать свою роль именно в той сфере, где она работает», – рассуждает Ник О’Донохью, гендиректор фонда Big Society Capital. Цель фонда – помочь становлению рынка социальных инвестиций в Великобритании.

В декабре 2014 г. фонд BSC, управляющий 600 млн фунтов, открыл первый в стране конкурс по проектам в области социального предпринимательства Business Impact Challenge. Компании, предложившей лучший социальный проект, фонд выделит от 5 млн до 15 млн фунтов и поможет консультациями. В середине июня 2015 г. был объявлен шорт-лист из пяти претендентов. В нем оказались холдинги с самыми разными проектами. Девелопер Taylor Wimpey сообща с благотворительной организацией Crisis хочет создать компанию, которая будет управлять недвижимостью, где будут жить одинокие бездомные Оксфорда. Asda готова помочь социальным компаниям пробиваться со своими товарами на полки супермаркетов. Выигрыш компаний от социальных инвестиций, говорит О’Донохью, в первую очередь заключается в привлечении и удержании талантливых сотрудников: «Люди хотят работать на компанию, которой могут гордиться. Бренды куда эффективнее продвигаются именно так, нежели другими способами».

Оценить эффективность вложений в социальные проекты трудно. «В случае социальных инвестиций мы не можем сказать, мол, благодаря им компания сэкономила Y миллионов фунтов, – говорит Анна Чапман, глава по социальной и экологической ответственности Land Securities. – Но, возможно, они принесли существенный репутационный выигрыш».

FT, 17.06.2015, Антон Осипов