Менеджмент
Бесплатный
Оксана Гончарова
Статья опубликована в № 3860 от 26.06.2015 под заголовком: Клубника и реформы

Как реформа мелкорозничной торговли влияет на продажу клубники

Производители овощей и фруктов просят вернуть тонары

Подмосковная клубника может остаться на полях из-за запрета торговли с лотков. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора подмосковного совхоза им. Ленина Павла Грудинина. Это стало следствием реформы мелкорозничной торговли. В прошлом году совхоз по разрешению правительства Москвы устанавливал у станций метро лотки, с которых продавал свой скоропортящийся урожай, минуя многочисленных посредников. Однако Московское УФАС усмотрело в этом нарушение законодательства и в этом году такую торговлю запретило.

«Предприятия, которые входят в нашу ассоциацию, производят около 1 млн т картофеля и 300 000 т овощей открытого грунта в год, – говорит Алексей Красильников, исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей России. – И все они, как только началась реформа мелкорозничной торговли, перестали торговать со склада и ушли в торговые сети».

Однако торговые сети тоже без энтузиазма относятся к подмосковной клубнике, говорит Грудинин. Поэтому сейчас совхоз продает клубнику на ярмарках выходного дня и вдоль дорог. Этих каналов явно недостаточно: почти половина ягоды остается непроданной, поэтому фермерам приходится сдерживать ее сбор. Так, в прошлом году совхоз собирал до 102 т в день, а в этом – не более 40 т. В этом году потери совхоза могут составить 40–50 млн руб.

«Нужно всего-то дать производителям ягод временное разрешение на установление передвижных киосков – буквально на 2–3 недели, пока идет сбор урожая», – замечает Виктор Семенов, основатель группы «Белая дача», председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК. Но даже этого, по его словам, никто из местных властей делать не хочет. Для овощей, ягод и фруктов лучший формат – торговля с тонаров, говорит Красильников.