Компании используют летние каникулы для профориентации детей

Одни организуют экскурсии на производство, другие – открывают музеи

На днях в Череповце открылся Музей металлургической промышленности, который в этом году обошелся «Северстали» в 150 млн руб.

Металлургия с анимацией

Сначала гости музея металлургии проходят мимо инсталляции с метеоритами – «первое железо, которое человек обрабатывал, было внеземного происхождения», поясняют представители компании. Далее следует стенд с металлическими изделиями, найденными на территории Вологодской области. Тут же стоят сенсорные экраны с анимацией из песка. Каждый гость может почувствовать себя археологом: нужно взять кисточку и приступить к «раскопкам». От прикосновения кисти по экрану песок рассыпается, и под ним появляются древние железные артефакты. Каждый артефакт сопровождается подробным описанием.

В пресс-службе не скрывают, что у проекта есть формальный повод – в этом году Череповецкому металлургическому комбинату исполняется 60 лет, в июле отмечается День металлурга. Есть и вполне практические цели – познакомить детей с профессиями родителей.

«Несмотря на то что современная российская металлургическая отрасль относительно хорошо проинвестирована и в значительной степени автоматизирована, мы всегда испытывали и испытываем недостаток квалифицированных рабочих технических специальностей», – говорит директор по работе с персоналом АО «Северсталь менеджмент» Андрей Белышев. Чтобы обеспечить себя кадрами на будущее, «Северсталь» сотрудничает со школами, средними профессиональными и высшими учебными заведениями.

Энергия своими руками

«Северсталь» – не единственная компания, которая использует летние каникулы для профориентации детей. Компания "Русгидро" в июле открывает на базе санатория Демидково (Пермский край) Летнюю энергетическую школу, где детям предлагают программу «Энергия своими руками». В пресс-службе поясняют, что участникам предстоит пройти двухнедельный курс с отечественными специалистами в области физики, химии, инфографики, встретиться с резидентом интеллектуальной программы «Что? Где? Когда?», а также под руководством представителей "Русгидро" выполнить проект строительства мини-ГЭС.

Неделю назад компания «Газпром добыча Краснодар» организовала экскурсию молодежи на пункт налива газового конденсата в Славянске-на-Кубани. Компания РЖД традиционно вывозит детей в Подмосковье для знакомства с Детской железной дорогой. На экскурсию на заводы Coca-Cola Hellenic заманивает детей с родителями в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Самаре, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Владивостоке, Ростовской области. Впрочем, экспертов от HR подобная активность компаний не удивляет.

Не только полицейские

«Помню, как пару лет назад мы выступали перед школьниками на Дне карьеры в Приволжье, – вспоминает Анна Иванова, менеджер по развитию проекта CareerDriver.ru. – В зале было порядка 100 старшеклассников, но на вопрос «про какие профессии вы хорошо представляете, чем там люди занимаются каждый день на работе?» поднялись всего две руки. Ответы эксперта ошеломили: «полицейские» и «стюардессы». "Почему именно они - потому что про них (цитирую) «показывают сериалы по телевизору, - продолжает эксперт CareerDriver.ru. – В такой ситуации можно только приветствовать любые инициативы, позволяющие молодым людям сделать выбор профессии чуть более осознанным. Экскурсии на производство, летние стажировки, даже фильмы про «любовь на фоне доменного процесса» и книги в жанре «производственного романа» так или иначе расширяют кругозор выпускников и работают на закрытие первого гэпа - непонимания того, как устроен мир профессий". Знакомство с этим миром можно (и нужно) начинать в любом возрасте, хоть в детском саду, уверена Иванова.

Успех выбора профессии в современном мире складывается как минимум из трех ингредиентов, считает Иванова. Во-первых, это информированность о том, какие профессии существуют и что они из себя представляют. Во-вторых, понимание того, какие знания и какие личностные черты востребует в человеке каждая профессия, какие люди добиваются в ней успеха. Наконец, в-третьих, это понимание соискателем собственных сильных и слабых сторон и способность соотнести их с качествами, требуемыми для успеха в разных профессиональных сферах. Сегодня, по мнению эксперта, в нашей стране есть большие проблемы на всех трех фронтах.

Иванова считает, что представление о профессиях у молодежи не систематизировано, информация о требуемых для успеха в карьере профессиональных и личностных качествах недоступна, а окружающий мир не дает никакой обратной связи о твоих сильных и слабых сторонах, кроме школьных оценок. «В результате многие выпускники до сих пор идентифицируют себя строго в парадигме «технарь» или «гуманитарий» и, опираясь на это, выбирают вуз и будущую сферу деятельности», – сетует Иванова. Во многом, на ее взгляд, это объясняет, почему в России при самом высоком в мире проценте людей с высшим образованием (54%) один из самых низких показателей трудоустройства по специальности - всего 49% (для сравнения: в Швеции - 85-90%).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать