У специалистов по цифровым технологиям и электронной коммерции высокие запросы

Но работодатели не спешат их удовлетворять
Специалисты по цифровым технологиям и электронной коммерции рассчитывают на быструю карьеру. В действительности рост может затянуться/ Е. Разумный/ Ведомости

Рекрутинговая компания Hays совместно с агентством Comunica решила выяснить, какова сейчас ситуация на рынке труда для специалистов по цифровым технологиям и электронной коммерции. Она опросила свыше 200 соискателей, менеджеров по кадрам и директоров компаний из различных отраслей – фармацевтики, производства потребительских товаров, рекламы и IT, пояснил Алексей Штейнгардт, гендиректор Hays в России.

Специалисты по цифровым технологиям работают в интернет-компаниях, рекламных агентствах, онлайновых СМИ и занимаются аналитикой, разработкой и продвижением мобильных приложений и сайтов. Они планируют онлайновые рекламные кампании, управляют контентом и занимаются продвижением в социальных сетях. А специалисты по электронной коммерции – развитием интернет-магазинов, онлайновых платежных систем и других сервисов. Спрос на них вырос: в данных отчета Digital People – 2015 говорится, что в этом году их искали 86% компаний (в 2014 г. – 60%). У 98% опрошенных работодателей есть вакансии в данной сфере, в том числе у 64% они появляются 2 раза в год или чаще. 51% респондентов ответили, что их компания планирует увеличивать штат специалистов по цифровым технологиям. Однако компании-респонденты говорят, что сталкиваются с большими сложностями при подборе кандидатов и налаживании отношений с уже работающими сотрудниками.

За большими зарплатами

По данным отчета Digital People – 2015, 77% соискателей хотели бы получать материальные бонусы за достижение поставленных результатов, однако на это готовы пойти всего 54% компаний. Digital-специалисты предпочли бы зарабатывать больше: повышения зарплаты на 10% и более в этом году желают 93% опрошенных.

Как считает Алексей Крячко, разработчик софтверной фирмы Energy Soft и председатель IT-профсоюза, запросы сотрудников часто обоснованны. Например, сотрудник в курсе, что он работает по контракту с зарубежным заказчиком и контракт оплачивается в евро, но зарплату ему не повышают. «Руководство кладет себе в карман курсовую разницу. И сотруднику ничего не остается, как требовать повышения зарплаты или продвижения по карьерной лестнице», – комментирует Крячко.

Другие же эксперты объясняют амбиции сотрудников молодостью. Специалисты по цифровым технологиям и электронной коммерции, как правило, относятся к поколению Y (молодые люди 1983–1995 г. р.), а у него всегда завышенные амбиции, говорит Штейнгардт. По данным исследования компаний Mail.ru Group и Smart Start, которые опросили 345 студентов IT-специальностей из МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ и других ведущих столичных вузов, самые высокие запросы у будущих системных администраторов, мобильных разработчиков и специалистов по информационной безопасности. Студенты полагают, что сразу после окончания вуза смогут претендовать на компенсацию в 50 000 руб. в месяц, что на 25% больше реальной средней зарплаты выпускника. При этом каждый пятый верит в возможность автоматического повышения зарплаты без каких-либо усилий со стороны сотрудника – за счет общего роста уровня оплаты труда в отрасли.

Крячко объясняет чрезмерные ожидания новоиспеченных выпускников тем, что они находятся под влиянием мифа об IT-специалистах. «Им кажется, что это успешные люди с высокими доходами. Они думают, что выучатся на программиста и заработают миллионы, – говорит Крячко. – У кого-то это получается, но в большинстве своем выпускники вузов останутся рядовыми специалистами, которым придется столкнуться с суровой правдой жизни».

Суровая правда жизни

Компании, как могут, опускают кандидатов на землю. Те, кто хочет получать зарплату от 50 000 руб., не имея опыта работы, просто не знают реалий рынка, полагает Мария Орлова, руководитель направления развития HR-бренда софтверной компании «СКБ Контур» (Екатеринбург). «СКБ Контур» на позиции разработчиков набирает студентов после стажировки. Стартовая зарплата стажера – 20 000–30 000 руб. В этом году было подано 240 заявок на стажировку, но получили работу только 35 стажеров. По словам Орловой, молодые специалисты понимают, что на старте карьеры важнее получить опыт. «Они знают, что у перспективных стажеров есть возможность повысить квалификацию и за год результативной работы прибавить к своей зарплате 30–40% от стартовой суммы», – комментирует эксперт.

Магазинный набор

Наибольшим спросом в России пользуются администраторы интернет-магазинов. По данным HeadHunter, на начало августа у российских работодателей было 579 незакрытых вакансий в цифровом маркетинге, 481 вакансия в разработке и 2350 в сфере электронной коммерции.

Вот данные по московскому рынку труда: как сообщил Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter, в сфере цифрового маркетинга количество резюме на одну вакансию составило 6,0. Работу в цифровом маркетинге найти сейчас вполне реально, но работодатели ждут квалифицированных специалистов с доказанным опытом работы. Это отличает сегодняшнюю ситуацию от того, что было 1–2 года назад, когда требования к уровню компетенций были ниже, говорит эксперт. Средняя предлагаемая заработная плата для специалиста с двух- или трехлетним опытом – 55 000 руб. В сфере разработки конкуренция ниже – пять резюме на вакансию, а средняя предлагаемая зарплата для специалиста с двух- или трехлетним опытом составляет 67 000 руб. В области электронной коммерции на начало августа приходилось 5,7 резюме на одну вакансию, а средняя зарплата администратора небольшого интернет-магазина в Москве – 50 000 руб.

Крячко указывает на то, что в регионах зарплаты на 30% ниже, чем в Москве. В Красноярске, например, большинство выпускников вузов по IT-специальностям устраиваются в госкомпании и уровень дохода у них гораздо ниже – 25 000 руб. Впрочем, добавляет Крячко, уровень дохода зависит от отрасли. Так, специалисты по системам безопасности в банках могут зарабатывать по 250 000 руб. в месяц.

Не дают поруководить

По мнению работодателей, профессионалам цифровых технологий нужны только знания в предметной области и опыт работы с контекстной рекламой. Данные навыки считают необходимыми 76% работодателей и 70% соискателей. Требования к соискателям в области e-commerce гораздо обширнее. Администраторы интернет-магазинов помогают компании зарабатывать деньги, поэтому должны обладать хорошей квалификацией – уметь планировать ассортимент и ценообразование. Особенно проблемная зона, судя по ответам респондентов, – опыт работы с CRM-системами и директ-маркетинг. В числе нужных профессиональных навыков специалиста по e-commerce их называют 85% работодателей и только 52% соискателей.

Наниматели уверены, что digital-специалистам лидерские качества ни к чему. Между тем сотрудники надеются на стремительный карьерный рост. 30% специалистов по электронной коммерции хотели бы занять должность генерального директора проекта, но только 11% работодателей считают такое развитие событий возможным. 77% работодателей в принципе склонны сделать сотрудника руководителем отдела, но перспектива работать менеджером среднего звена притягивает лишь 30% кандидатов.

Кроме того, 84% кандидатов считают очень важным для себя качеством умение управлять командой, но лишь 60% работодателей с ними согласны. Иными словами, количество желающих стать руководителем превышает спрос. По словам Крячко, у программиста несколько путей развития карьеры – например, можно развиваться в качестве технического сотрудника, работать по архитектурному направлению, стать менеджером проектов либо заниматься управлением качеством.

Исследование показало, что кризис все-таки умерил амбиции кандидатов: в прошлом году на завышенную самооценку кандидатов сетовали 81% работодателей, в этом – 66%. В 2014 г. 37% кандидатов были не готовы работать под чьим-то руководством, сейчас этот показатель сократился до 8%. А реальность такова, говорит Крячко, что на должности IT-специалиста начального уровня сотрудник может задержаться на несколько лет. «Ты можешь решать одни и те же задачи, но при этом не расти, оставаясь на той же позиции, исправляя чужие ошибки и доделывая работу за старшими коллегами», – объясняет Крячко.