Российские бизнес-школы повышают цены на курсы MBA

«Ведомости» выяснили, какие школы собираются сохранить цены в этом году
Студентам бизнес-школ придется платить больше/ Fotolia / PhotoXPress

Самая дорогая в России по стоимости обучения Московская школа управления «Сколково» формально сохранила с весны цену своей флагманской 18-месячной модульной образовательной программы «Сколково MBA» на уровне 60 000 евро. «Стоимость программы MBA у нас зафиксирована в евро, однако, учитывая экономическую ситуацию, мы входим в положение студентов и стараемся минимизировать зависимость стоимости программы от колебания курса валют, – поясняет Максим Фельдман, руководитель отдела по работе с клиентами Московской школы управления «Сколково». – Мы предлагаем целый ряд решений: от фиксации курса валюты ниже рыночного уровня до гибкой системы скидок. Например, наибольшие скидки при раннем поступлении и ранней оплате обучения, а в моменты наибольшего колебания валют мы можем фиксировать курс евро на месяц или два». По его словам, с января 2015 г. стоимость программы MBA в рублях для потенциальных слушателей не изменилась. В «Сколково» напоминают, что после новогодних праздников (15 января) по официальному курсу ЦБ евро стоил 78 руб., тогда как 11 сентября – 77.

Подавляющее большинство российских бизнес-школ повысили цены на свои курсы с весны, утверждает Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА, проведя в конце августа анализ открытых данных. Опрошенные «Ведомостями» представители учебных заведений подтверждают его выводы.

«Практика установления цен у большинства российских бизнес-школ, предлагающих программы МВА, обычно основывается на бенчмаркинге, – говорит Тазов. – Мало где детально считают реальную себестоимость своих программ МВА и больше смотрят на действия других участников рынка. Эти действия различаются в зависимости от ценового сегмента предлагаемых программ».

Фиксируют в валюте

«Да, из-за валютных колебаний стоимость подобных программ для школы растет, – добавляет Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково». – Но мы не экономим на качестве образования, не снижаем нашу планку требований к профессорам». Он напоминает, что «Сколково» предлагает лекции западных профессоров, а также российских экспертов-практиков.

Почти не изменила в этом году цену Международная школа бизнеса (МШБ) Финансового университета. Ее представитель Мария Мышлявкина рассказала «Ведомостям», что стоимость программы MBA вечернего формата осталась без изменений и составляет 594 000 руб. Стоимость же программы MBA формата выходного дня увеличена – раньше она составляла 594 000 руб., включая стажировку в Германии, теперь же стажировку предлагается оплачивать отдельно: она обойдется в 1350 евро. Стоимость программы MBA модульного формата ранее составляла 594 000 руб., включая стажировку. «Принимая во внимание, что основной контингент программы MBA модульного формата – это преимущественно региональные руководители, которые дополнительно оплачивают проживание и транспортные расходы, для этой программы МШБ в текущей экономической ситуации подготовила специальное ценовое предложение – 485 000 руб., – поясняет Мышлявкина. – Теперь стажировка в Германии в данном формате не является обязательной, но возможна ее организация за дополнительную оплату».

«На программе MBA мы повысили стоимость обучения незначительно – на 7,7%. На других программах – аналогичная ситуация», – рассказал «Ведомостям» Константин Кротов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета. По его словам, повышение связано с тем, что существенная доля затрат приходится на валютные платежи — приглашенные иностранные преподаватели, учебная литература на английском языке и т. п. Однако для иностранцев, если они считают стоимость программы, например, в долларах, стоимость, наоборот, значительно упала.

Поднимать цены или нет

Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА
«Школы бизнеса, предлагающие программы МВА премиального ценового сегмента (свыше 600 000 руб. за два года), могут позволить себе рискнуть, увеличив их стоимость до 20% и выше – за ними стоят, как правило, сильные государственные бренды. Тем не менее и они хеджируются от колебаний валютного курса, введя в цену составляющую в долларах, фунтах или евро. Объяснением этого является необходимость оплаты зарубежных стажировок, включенных в состав программы МВА, и оплаты иностранных преподавателей. Например, стоимость русскоязычной программы МВА Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС увеличилась на 12% и составила в пересчете по текущему курсу около 770 000 руб. В то же время англоязычные программы МВА, реализуемые с зарубежным партнером, подорожали на 50% (например, программа МВА с бизнес-школой Kingston – 1,46 млн руб.). Ресурс инфляционной корректировки в виде сокращения продолжительности программ на несколько месяцев бизнес-школы уже использовали в предыдущие один-два года. Сейчас для значительной части бизнес-школ, имеющих программы МВА среднего ценового сегмента (480 000–600 000 руб. за два года), настало время провести корректировку самих цен. Например, Высшая школа бизнеса ГУУ увеличила цену на программы МВА до 600 000 руб. (+17%), а ставшие в последнее время очень популярными программы по управлению проектами (например, у Высшей школы управления проектами ВШЭ) подросли на 14%. Однако подавляющее число бизнес-школ занимает консервативную позицию, полагая, что не стоит искушать судьбу в условиях экономического кризиса, поэтому цены на программы МВА не увеличивает. Прежней осталась цена программы МВА, например, в ЛИНК (549 000 руб.) и Высшей школе корпоративного управления (480 000 руб.), а также в Высшей школе менеджмента ВШЭ (690 000 руб.). Другие даже выводят на рынок новые продукты по цене прошлого года; так поступила, например, бизнес-школа «Мирбис», анонсировав три новые программы МВА за 540 000 руб.».

Отложенная компенсация

В «Мирбисе» три года не повышали цены, решились это сделать к осени нынешнего года, рассказал «Ведомостям» представитель школы бизнеса. Так, 20-месячный модульный курс «Стратегический менеджмент и предпринимательство» весной стоил 540 000 руб., сейчас – 560 000 руб., сокращенный курс подорожал с 420 000 до 460 000 руб.

«Цена 690 000 руб. была у нас вплоть до февраля этого года, когда мы набрали последнюю группу по этой цене. С осени цены были увеличены до 790 000 на вечерние программы и 740 000 – на модульную. Затраты наши увеличились», – краток Лев Татарченко, директор Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики».

«Программа МВА «Стратегия» стоит 549 000 руб. Весной цена поднялась на 30 000», – признает Михаил Корытный, проректор МИМ ЛИНК. По его словам, его Международный институт менеджмента не повышал цены года два, но весной принято решение скорректировать цены в соответствии с инфляцией. Корытный напоминает, что МИМ ЛИНК является партнером Школы бизнеса Открытого университета Великобритании и слушатели программы МВА ЛИНК за часть модулей получают документы этой школы бизнеса. В свою очередь, МИМ ЛИНК производит определенные взаиморасчеты с Открытым университетом, и выросший курс фунта стерлингов повлиял на расходы.

«Известную часть расходов школе приходится оплачивать в валюте», – поясняет рост цен в своем учебном заведении Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при президенте РФ. По его словам, это прежде всего платежи за обучение слушателей в период зарубежных модулей стажировки в Кембридже и в Академии менеджмента в Германии, оплата разработчику – школе INSEAD имитационной компьютерной игры «Стратегия голубого океана», которая используется в учебном процессе, а также гонорары преподавателям, приезжающим из-за рубежа. «Если в условиях резких и непредсказуемых колебаний курса рубля не зафиксировать соответствующую часть платежа в валюте, школа рискует недополучить средства, необходимые для обеспечения высокого качества обучения слушателей», – поясняет Чеканский. Он отмечает, что рост цены в разы меньше темпа инфляции и далеко не полностью компенсирует рост затрат. «Но мы считаем такую ситуацию справедливой. Мы не стремимся переложить все тяготы кризиса на наших слушателей», – поясняет декан.

Кризис в руку

Все без исключения опрошенные «Ведомостями» представители российских бизнес-школ не сомневаются, что экономический кризис подстегнет интерес к бизнес-образованию и рост цен потенциальных слушателей не отпугнет. Чеканский считает ценовую стратегию своего института эффективной. «На вопрос о конкурентоспособности цен отвечают абитуриенты. По данным на 7 сентября, число заявлений на наши программы МВА и ЕМВА, открывающиеся в октябре, на 40% превышает количество заявлений, поданных на ту же дату год назад», – говорит он. Не сомневается в росте спроса на знания и Шаронов: «Даже в разгар кризиса спрос на бизнес-образование есть, хотя рынок сильно меняется». В Финансовом университете уверены, что интерес к бизнес-образованию и стремление к саморазвитию, особенно в нынешнем тренде LLL (Life Long Learning), у российских управленцев лишь усилит потребность в получении качественных образовательных услуг. «Это значит, что наши программы будут востребованы на рынке», – уверена Мышлявкина.

«Как показывает опыт предыдущих лет, в кризис люди начинают по-другому думать, – говорит Анжелика Мирзоева, директор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России. – И как правило, люди, думающие о будущем, в кризисный период задумываются об учебе». Вложение в себя – это самая беспроигрышная инвестиция, не сомневается Мирзоева: «Сегодня ты вложишься, а завтра эти вложения принесут дивиденды в виде повышения по службе, нового бизнеса или нового партнера. Поэтому можно сказать, что в нынешней ситуации к нам приходят самые мотивированные слушатели, которые не боятся кризисов, с перспективой смотрят в будущее и мыслят стратегически». В ее школе цены также выросли, к примеру, полуторагодичный вечерний курс «Общий и стратегический менеджмент в международном бизнесе» подорожал с 600 000 до 690 000 руб.

«Есть неизбежные траты на организацию учебного процесса – это затраты на оплату труда преподавателей и бизнес-тренеров, затраты на закупку и печать литературы, использование инфраструктуры, затраты на организацию выездных учебных сессий. Анализ нынешней ситуации с ценами на бизнес-образование показывает, что цены увеличились не более чем на инфляционный процент, – отмечает Мирзоева. – И обусловлено это не столько тем, что повысилась оплата труда преподавателя, сколько тем, что выросли затраты на сопутствующие расходы, которые неизбежно сопровождают учебный процесс».