Горожане-менеджеры занялись фермерством
Они не только успешно производят молоко, творог и мясо, но и придумывают новые модели бизнесаАлексей Карпов – совладелец электромонтажной компании, а его жена Ольга была координатором проектов компании «Экспедиция». Несколько лет подряд Ольга и Алексей Карповы на загородном участке в Дмитровском районе Московской области держали корову и разводили кур и перепелок. Они бесплатно раздавали свою продукцию родственникам и друзьям. Кроме того, Карпов увлекается охотой и делился со знакомыми добычей – мелкой и крупной дичью. Все брали и благодарили. А в сентябре 2014 г. Карпова решила превратить увлечение в бизнес – создала компанию «Для своих». В проект супруги вложили 800 000 руб. личных сбережений. Заказали упаковку, купили вторую корову и начали принимать заказы. Сначала они в месяц продавали продуктов на 60 000 руб., но за год выручка выросла в 9 раз – до 500 000 руб. Сейчас у фермы 10 заказов в день и около 50 постоянных клиентов. И таких мелких, но успешных ферм, основанных горожанами, в Подмосковье немало.
По данным Союза производителей молока, объем российского рынка сырого молока составляет 8,8 млн т за январь – июль 2015 г. И около 5% производят мелкие фермерские хозяйства, говорит предправления союза Андрей Даниленко. Они растут, по его словам, в основном вокруг крупных городов. Большая часть фермеров продают молоко заводам, а примерно треть (1–2% всего молочного рынка) занимаются сбытом самостоятельно – частным клиентам либо небольшим магазинам.
Цена фермерской продукции выше, чем у крупных производителей. Например, 1 л молока «Для своих» стоит 160 руб., а 1 кг творога – 840 руб. По словам Александра Коновалова, основателя фермы «Коновалово», фермерские продукты пользуются спросом у жителей столицы и городов-миллионников, не доверяющих качеству молочных изделий массового производства. И число любителей свежего молока, творога и парного мяса растет, несмотря на высокие цены. В 2015 г. спрос вырос на 12%, говорит Коновалов. Выручка «Коновалово» в 2015 г. составила 52 млн руб. По словам Коновалова, за день три его магазина посещает до 100 человек, а на ферму приезжает 2000 человек в год: приобрести продукты или пожить на природе (в хозяйстве Коновалова есть конюшня и гостевой дом).
Правда, чтобы создать успешную ферму, недостаточно купить пару коров и нанять доярку. Свежеиспеченным фермерам надо решить множество организационных проблем.
Домик в деревне
Минимальные инвестиции в небольшую ферму без производства составляют 8 млн руб., прикидывает Коновалов. На эти деньги можно приобрести небольшой земельный участок, пару телок, пробурить скважину, закупить доильные аппараты, построить коровник, небольшой цех и помещение для рабочих, нанять персонал. Впрочем, в создание своей фермы в Шаховском районе Московской области Коновалов, бывший гендиректор компании Edelstar, вложил в четыре раза больше – 32 млн руб. Но у него 15 коров и еще есть небольшой отель. А вот Карповы сэкономили на покупке земли, заведя хозяйство на дачном участке в 20 соток. Они соорудили вольеры, чтобы держать животных, и хозяйственные постройки.
Закон разведение животных на дачном участке не запрещает, говорят юристы, но нужно соблюдать санитарные нормы. «Тонкостей много, надо делать санитарные разрывы между производственными и жилыми зданиями. Нужно получить разрешение от ветеринарной службы по производству и переработке продукции животноводства. Но сложнее всего договориться с соседями», – комментирует Коновалов.
Карпова утверждает, что они выстроили отношения с соседями. После этого приобрели вторую корову и несколько других животных. Сейчас на ферме четыре кабана, две коровы, пять коз, 100 кур, 30 уток, 20 гусей, 60 кроликов, два енота, пони, четыре голубя, две собаки, 30 цесарок, павлин, четыре фазана и 200 перепелок.
А вот нанять добросовестных рабочих оказалось трудно. За год «Для своих» уволила несколько водителей, развозящих продукцию. Один из них не вернул часть выручки, другой опаздывал к клиентам. Двое рабочих отказались работать, так как были недовольны условиями труда и низкой зарплатой. По словам Анастасии Жоги, двоюродной сестры Карповой и технолога фермы, теперь они ищут сотрудников через знакомых. Коновалов принципиально не берет на работу традиционных фермеров. Фермер нанимает бывших военных и учителей и переучивает их в своем учебном центре.
Но найти персонал и наладить производственные процессы – полдела. Надо еще найти, кому продать свежие продукты.
Недоступные сети
Заказчиков Карповы привлекают через соцсети и интернет-магазин. «Для своих» производит и продает под заказ 180 л сырого молока и 50 л козьего, 37 кг творога, 900 куриных яиц и 80 кг мяса курицы, 22 кг сметаны в месяц. Каждое утро повар (и по совместительству доярка) готовит продукты под конкретный заказ, сделанный покупателем накануне по телефону или по WhatsApp. Средний чек составляет 4000 руб. Постоянный клиент может оставить депозит, и каждый день ему будут привозить свежие молоко и творог. На такие прямые продажи приходится 70% выручки фермы. Однако путь в розничные магазины ферме «Для своих» закрыт.
Капля молока
По данным Союза производителей молока, объем российского рынка сырого молока в январе – июле 2015 г. составил 8842 л. И 5% рынка приходится на фермерскую продукцию.
У мелкого фермера нет возможности попасть в торговую сеть, говорит владелец сети «Вкусвилл» Андрей Кривенко. Большие супермаркеты требуют от фермера обеспечить продукцией все точки сбыта, а на это нужна как минимум тонна молока в сутки (крупное хозяйство «Коновалово» производит 345 л молока в день). Кроме того, всю прибыль фермы может съесть логистика и высок риск, что молоко скиснет по дороге в магазин. У фермерских продуктов, прошедших минимальную тепловую обработку, очень короткий срок годности – 3–5 дней при соблюдении температурного режима. Из-за тех же коротких сроков хранения продукт не может лежать на складе – он должен попасть на полку как можно быстрее. Значит, фермеру придется развозить свой продукт по магазинам самостоятельно. Более крупные фермеры выходят из положения, открывая собственные магазины. Например, Коновалов открыл три магазина.
Самое главное ограничение для выхода фермеров в сети – трудности с сертификацией производства и продукции. Фермер должен зарегистрировать скот в территориальной ветеринарной лаборатории по борьбе с болезнями животных, рассказывает Коновалов. Если он планирует продавать продукцию, ему еще придется сдавать молоко в лабораторию – делать анализ на количество белка, жира, на содержание микроорганизмов. По словам Коновалова, фермер должен получить еще и сертификат соответствия ГОСТу или ТУ. Стоимость сертификации одного вида продукции – 12 000 руб. Ферма «Для своих» такой сертификат получить вообще не сможет, потому что продает молоко без всякой тепловой обработки – в сыром виде. Вся обработка состоит в том, что технолог в специальной одежде разливает молоко свежего надоя по стерилизованным стеклянным бутылкам вручную. И никакой пастеризации.
Как готовить козлятину
Ферма Карповых пока не окупилась, рассказывают владельцы. По словам Коновалова, на то, чтобы вернуть инвестиции, нужно минимум три года (его ферма существует уже около пяти лет). Впрочем, Карпова рассчитывает сократить сроки окупаемости за счет дополнительных высокоприбыльных услуг. Карповы начали этим летом проводить экскурсии по питомнику для семей, устраивать званые обеды и кулинарные мастер-классы. За месяц Андрейково посетили три семьи. Стоимость посещения фермы – 2600 руб. на одного взрослого и 1000 руб. на ребенка. Кулинарные мастер-классы оказались более популярными. Последний званый обед посетило 60 человек, ферма едва вместила всех желающих, хотя участие стоило 6000 руб. На него Карпова пригласила Игоря Котова, известного московского шеф-повара, который показал, как готовить козлятину на гриле. Еще в этом сезоне предприниматели стали продавать сезонные гастрономические корзины – продуктовые наборы из молочной, мясной продукции и овощных заготовок от шефа. В сентябре удалось продать 15 корзин, стоимость одной – 6500 руб. Овощи Карповы выращивают на своем втором участке, в 1 га, в Смоленской области, они собрали 300 т картофеля и 300 кг слив.
Агротуризм уже приносит супругам 30% выручки. Но предприниматели планируют расширить туристическо-развлекательный бизнес и сейчас достраивают гостевой дом. По словам Игоря Рожкова, начальника отдела продаж «Эконивы», при таких малых объемах перспективы фермерства неочевидны. Единственный путь – стать известным органическим брендом и сертифицировать продукцию. Это объяснит высокую стоимость продукта, которая на самом деле высока из-за малого размера производства, говорит эксперт.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"