Создать свой бизнес после 50 лет

Корейские корпорации помогают сотрудникам преклонного возраста завести собственное дело
Подавляющее большинство служащих преклонного возраста сомневаются, стоит ли ввязываться в затею со своим бизнесом/ Lee Jin-man/ AP

Получить работу в одном из чеболей – предел мечтаний многих южнокорейцев. Но счастье это у большинства не продлится до пенсии. У ведущих компаний страны есть ограничения по предельно допустимому возрасту для работы. Как правило, это около 55 лет. Но многие сотрудники покидают компанию еще раньше, за несколько лет до его наступления. Их буквально вынуждают. Сон Сен Гон, переквалифицировавшийся из штатного работника чеболя в бизнес-консультанта и автора книг, уверяет, что постоянно сталкивается с попытками выставить за дверь работников в возрасте. Сначала сотруднику проникновенно рассказывают о трудностях компании и намекают, что неплохо бы помочь родному чеболю и освободить место. Если кто заупрямится, его личное дело перетряхивают в поисках повода для увольнения. Не найдя, прибегают к тактике унижения, поручая незначительные дела вроде обхода города, чтобы сфотографировать все логотипы компании. «Многие не выдерживают и пишут заявление об отставке, – констатирует Сон. – Их с радостью заменяют более молодыми людьми, готовыми работать внеурочно и за меньшую зарплату».

На корпоративную пенсию многие из старых кадров претендовать не имеют права и вынуждены дожидаться 60-летия, когда им станет платить государство. Чтобы протянуть оставшиеся годы, они заново начинают карьеру. Ким Хен Кон, одетый в форму шеф-повара, имеет весьма самодовольный вид. А ведь год назад он ушел с должности менеджера по продажам из Hyundai Card, «дочки» автопроизводителя. «Я не хочу вкалывать на компанию до тех пор, пока она не выпьет всю мою энергию», – рассуждает 44-летний мужчина за столиком в итальянском ресторане, который он недавно открыл в модном сеульском районе Хапджон.

Оптимизм Кима объясняется поддержкой его бывшего работодателя. Hyundai Card платила ему зарплату все полгода, пока он планировал свое дело. Посылала в командировки для изучения разнообразной кухни в Гонконг и Японию. Шеф-повар корпоративного ресторана помогал в разработке меню. Дизайнеры компании спроектировали интерьер заведения Кима. Наконец, финансовая «дочка» чеболя выдала кредит под низкую ставку.

Вся эта помощь осуществлялась по программе «План для генерального директора» (CEO plan), которую Hyundai Card запустила в прошлом году. Компания чувствует себя ответственной перед работниками, отдавшими ей долгие годы, к тому же поднимается моральный дух у всех сотрудников, объясняет один из создателей программы – Ку Юнг Юн. Пока через нее прошло всего шесть сотрудников.

Неудивительно, что подавляющее большинство служащих преклонного возраста сомневаются, стоит ли ввязываться в затею со своим бизнесом, объясняет исследователь Сеульского института Чо Даль Хо. Большинство участников программы выбрали открытие собственного ресторана или магазинчика. Но в этих секторах уже некуда деваться от 40- и 50-летних начинающих предпринимателей, причем большинство разоряется в первые несколько лет.

Правительство тоже озаботилось проблемой и пытается помочь, финансируя курсы для старшего поколения по открытию технологичного бизнеса. «Может, я и стар, но хочу учиться – это открывает новые возможности» – так 53-летний Ли Чан Гю объясняет, зачем он прослушал 105 учебных часов по 3D-печати. К сожалению, большинство сотрудников крупных компаний предпочтут остаться в штате, нежели воспользоваться шансом, сожалеет Ким Дон Чжун из Корейской промышленной федерации – лоббистской группы чеболей. Ким возглавляет центр Федерации для бывших сотрудников корпораций, и каждый год центр трудоустраивает около 2000 человек. Профессии в ассортименте – от учителей до водителей грузовиков. На новой работе платят около 30 млн вон ($26 000) в год. Как правило, это меньше половины от прежней зарплаты на службе в чеболях (74 млн вон в год). А с 1 января 2016 г. таким людям станет легче жить. Новый закон потребует от чеболей увеличить предельный возраст до 60 лет.

FT, 16.10.2015, Антон Осипов