Ценность руководителей сильно преувеличена, считают в Лондонской школе экономики

Гендиректора крупнейших компаний оказались на этих должностях благодаря удаче, уверяют исследователи
Исследователи утверждают, что любой из нас может оценить годность кандидата в гендиректоры. И что хедхантеры слишком большое значение придают процедуре оценки кандидатов/ Photoxpress

Гендиректор – дефицитный товар, ценность которого трудно определить и за который покупатели готовы отваливать сумасшедшие деньги. Это немного напоминает торговлю полотнами Амедео Модильяни, чья картина «Лежащая обнаженная» недавно была продана за $170 млн. Но все же гендиректор – это не картина маслом. Превосходные начальники хоть и редки, но не так уж дефицитны и ценны, как думают сами. Да и люди, помогающие их искать, не так уж полезны, как хотели бы казаться. Как сказал о гендиректорах один хедхантер: «Да, это люди умные, общительные и дельные. Но их отнюдь не один на миллион. Они такие же, как мы». Другой хедхантер добавил: «Среди гендиректоров компаний из списка FTSE 100 пугающе много посредственностей. То, что именно они заняли эти посты, во многом объясняется удачей. Есть множество других людей, которые вполне могли бы оказаться на их месте». Это цитаты из опубликованного в Journal of General Management исследования Лондонской школы экономики, аналитики которой опросили многих лондонских хедхантеров. Исследователи утверждают, что любой из нас может оценить годность кандидата в гендиректоры. И что хедхантеры слишком большое значение придают процедуре оценки кандидатов. «Отслеживаете ли вы результаты деятельности кандидатов?» – поинтересовались исследователи у одного хедхантера. «Мы не делаем это как-то формализованно, – ответил он. – Мы, конечно, будем следить, когда пристроим кого-то, ведь он может стать нашим клиентом, вы знаете, мы поддерживаем с ним контакт».

Исследование вскрывает и роль личных симпатий – антипатий хедхантера в процессе отбора кандидатов. Сложно увязать успехи компаний и качества гендиректоров, которые «продают» хедхантеры. Репутация гендиректоров приобретается и теряется в результате того, что о них рассказывают, и является вещью весьма субъективной, отнюдь не точной наукой, рассказывает один бывалый хедхантер. И то, что все больше гендиректоров оказывается среднего качества, ясно показывает, что в механизме их найма еще многое нужно исправить. Хедхантеры играют существенную роль в отборе кандидатов, который они сами же признают порой весьма произвольным процессом. А включение в шорт-лист часто и вовсе основано на удаче. Как кандидат повлияет на бизнес компании – невозможно оценить. Если гендиректор высокооплачиваемый, но выдает скромные результаты, люди, способствовавшие его назначению, должны брать на себя часть ответственности.

FT, 16.11.2015, Антон Осипов