Менеджмент
Бесплатный
Мария Подцероб
Статья опубликована в № 4003 от 28.01.2016 под заголовком: Оптимизм – свойство российского директора

Российские гендиректора отличаются излишним оптимизмом

Руководители отечественных компаний оптимизируют бизнес менее активно, чем их благополучные коллеги из США и Европы – PwC

Российский бизнес больше всего озабочен дефицитом квалифицированных кадров (79% респондентов), а также высоким уровнем взяточничества и коррупцией (70% респондентов), выяснили исследователи из PwC во время ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. В этом году они опросили 1409 гендиректоров из 83 стран и отдельно – 107 руководителей компаний в России. А самыми важными предпосылками успешного развития бизнеса директора назвали разумную и стабильную налоговую систему, а также наличие качественной инфраструктуры, включая цифровую. 70% опрошенных в России лидеров заявили, что количество угроз их бизнесу в этом году вырастет.

Парадокс в том, что значительно больше гендиректоров, чем год назад, высказали абсолютную уверенность в росте выручки возглавляемых ими компаний в ближайшие 12 месяцев: 26% в 2016 г. против 16% в 2015 г. «Российские бизнесмены часто отличаются излишним оптимизмом и недооценкой ситуации», – говорит на это Святослав Бирюлин, гендиректор консалтинговой компании Sapiens Consulting. Многие из них, поясняет он, все ждут конца кризиса и видят признаки выхода из него в любом временном укреплении рубля. Западные же бизнесмены изначально приучены к мысли, что успех их бизнеса в большей степени зависит от их усилий, нежели от внешней конъюнктуры, добавляет эксперт.

И действительно, исследование PwC показало: если в России в 2016 г. только 64% компаний будут сокращать издержки, то в благополучных США сокращением издержек в 2016 г. займется 71% компаний. В России созданием стратегических альянсов и совместных предприятий озабочены только 43% предприятий, а в США – 59%. Передавать на аутсорсинг бизнес-процессы в 2016 г. (для того же сокращения расходов) в России планируют лишь 27% компаний, а в США – 35%. «Американские компании более мобильны. Они все время думают о новых технологиях и улучшении бизнес-процессов. Им важно получить преимущество на рынке», – комментирует Павел Лубуж, партнер консалтинговой компании Strategy Partners Group. В начале экономического спада, добавляет Бирюлин, российские предприятия совершали привычные ритуальные действия по сокращению очевидно лишних затрат. А вот дальнейшее сокращение издержек оказалось невозможным без комплексных мероприятий – по автоматизации, передаче непрофильных процессов на аутсорсинг, повышению квалификации персонала.

Инертность российских компаний проявляется и в их подходе к оптимизации персонала, уверены эксперты. По данным PwC, в 2016 г. лишь 21% российских компаний продолжат сокращение персонала, а 50% – сохранят уже имеющийся у них штат сотрудников. Для сравнения: в США 29% компаний планируют в 2016 г. оптимизировать штат и только 30% сохранят прежнюю численность персонала. «В России правительство поставило перед нашими крупными предприятиями задачу сохранить занятость. И они сохраняют ее даже путем скрытой безработицы», – объясняет Лубуж. Иными словами, говорит он, крупные предприятия продолжают держать в штате огромное количество людей, которые получают мизерные зарплаты, зато сохраняют работу. Производительность труда у этих работников крайне низкая. Однако их не сокращают, чтобы избежать роста социальной напряженности. Когда все-таки требуется оптимизация персонала, то руководители директивным методом сокращают 10–15% работников. Причем под сокращение попадают не столько те, кто плохо работает, сколько «чужаки» без родственных связей и протекции. По наблюдениям Лубужа, более разумно сокращают кадры и оптимизируют бизнес частные предприятия. Но все их усилия пока кардинально ситуацию на рынке труда не меняют.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать