Goldman Sachs и Morgan Stanley снижают выплаты директорам

Причина – ухудшение показателей компаний из-за падения фондовых рынков
Топ-менеджеры Morgan Stanley и других инвесткомпаний заработали бы гораздо больше в 2015 г., если бы не федеральные штрафы/ ERIC THAYER/ REUTERS

Председатель совета директоров и генеральный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн заработал, включая бонусы, в 2015 г. $23 млн. Это на 4% ниже прошлогодних $24 млн, говорит источник WSJ. Его коллега из Morgan Stanley Джеймс Горман получил $21 млн – на $1,5 млн, или на 6,7%, меньше прошлогоднего вознаграждения.

Обеим компаниям пришлось нелегко в 2015 г. Котировки Goldman Sachs снизились за год на 7%, Morgan Stanley – на 18%. Чистая прибыль Goldman Sachs упала на 31% до $5,568 млрд из-за того, что компания согласилась выплатить более $5 млрд штрафа для урегулирования претензий властей США. Речь идет о нарушениях, допущенных при продаже ипотечных ценных бумаг накануне финансового кризиса. К тому же подразделение по торговле долговыми бумагами и валютами снизило выручку.

Morgan Stanley не смогла добиться 10%-ной рентабельности капитала (ROE) – главной цели, поставленной Горманом. Рентабельность составила 8,5%.

По данным регулятора, 61-летний Бланкфейн получил акций с ограничениями на $14,7 млн, а также $2 млн зарплаты. Еще Goldman Sachs выплатила ему денежный бонус в $6,3 млн, рассказывают источники. Горман получил акций с ограничениями на $4,6 млн. Это немного больше, чем год назад. А вот денежный бонус, как и бонус по долгосрочной программе поощрения, снизился. В успешном 2014 году Morgan Stanley платила своему руководителю на 25% больше.

Чистая прибыль Goldman Sachs снизилась впервые с 2011 г. В 2012 г. компания также уменьшала вознаграждение Бланкфейна. В 2015 г. Goldman Sachs выплатила своему президенту Гари Кону $21 млн зарплаты и бонусов. Годом ранее – $22 млн. Харви Шварц, финансовый директор Goldman Sachs, и Майкл Шервуд, вице-президент компании, также получили на $1 млн меньше прошлогоднего – по $21 млн.

У Бланкфейна выдался непростой год и в бизнесе, и в личной жизни. Рынки лихорадило, росли опасения по поводу экономики. А в сентябре у него диагностировали лимфому и он начал курс химиотерапии, который закончился несколько недель назад.

В прошлом апреле совет директоров Goldman Sachs изменил политику выплаты вознаграждений топ-менеджменту. Они смогут заработать на акциях, только если достигнут определенных показателей. Чтобы Бланкфейн и его команда смогли претендовать на вознаграждение, им нужно удержать рентабельность капитала в 2015–2017 гг. на уровне 11%. В прошлом году этот показатель снизился до 7,4% после того, как компания вынуждена была зарезервировать $3 млрд на выплаты по требованиям федеральных властей и отдельных штатов. Последним не понравились рискованные операции компании с деривативами в финансовый кризис. Если бы не это, рентабельность была бы 11,2%, подсчитала Goldman Sachs.

До того как разразился финансовый кризис, показатели компании и заработок Бланкфейна были куда лучше. Так, в 2007 г. Бланкфейн получил $70 млн. С тех пор ужесточившееся регулирование снизило возможности банка ввязываться в рискованные операции – именно они приносили сверхприбыли. Но все равно Goldman Sachs демонстрирует результаты лучше, чем многие крупные конкуренты. А ряд подразделений (например, консалтинг при сделках слияний и поглощений, организация первичных или вторичных размещений ценных бумаг и торговля акциями) процветает.

В 2014 г. Goldman Sachs выплатила Бланкфейну $2 млн зарплаты, $7,3 млн денежного бонуса и выдала акций на $14,7 млн по тогдашнему курсу.

Morgan Stanley в 2015 г. показала крупнейшую годовую прибыль с 2006 г. Но неприятности, преследующие подразделение Morgan Stanley по торговле облигациями, отразились и на рентабельности, и на котировках. В ответ компания решила сократить 25% трейдеров, торгующих облигациями, а также затеяла ревизию управленческого звена.

Перевел Антон Осипов