Интернет-сервисы подбора персонала используют кризис как шанс для роста бизнеса

Однако успех будет зависеть от того, насколько они сумеют развить дополнительные услуги
А. Таранин

В кризис бюджеты работодателей на подбор персонала сокращаются, и компании выбирают относительно дешевые каналы поиска (онлайн-порталы, социальные сети), для онлайн-порталов это хороший шанс ускорить рост. Об этом говорят все крупные игроки рынка, опрошенные «Ведомостями»: Superjob, Avito, Job.ru и др. Однако чтобы использовать этот шанс, крупным компаниям придется перестраивать сервисы и развивать новые направления.

Холдинг Mail.ru Group 26 февраля сообщил о продаже интернет-портала подбора персонала и поиска работы HeadHunter фонду «Эльбрус капитал» за 10 млрд руб. По данным платформы веб-аналитики SimilarWeb, сайт HeadHunter находится на 3-м месте в мире по популярности в рейтинге «Топ-50 сайтов в сфере трудоустройства».

Представители Mail.ru Group отказались комментировать причину сделки, но раньше источник в Mail.ru Group объяснял «Ведомостям» желание группы продать HeadHunter тем, что это непрофильный актив. А такие активы компания планирует продавать, говорил ранее гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Однако для HeadHunter смена собственника очень полезна, так как сервис нуждается в инвестициях для развития технологий, предполагает Алена Владимирская, основатель хедхантингового агентства Pruffi. По словам Михаила Жукова, гендиректора HeadHunter, после покупки компании фондом «Эльбрус капитал» у нее появился доступ к финансовым ресурсам. «Мы будем рассматривать возможности покупки других компаний, активов и технологий», – сказал Жуков. Также HeadHunter планирует развивать бренд в регионах и выходить на новые рынки через локальных партнеров. «Нас интересуют рынки с большим количеством интернет-пользователей и пока слаборазвитыми интернет-сервисами», – прокомментировал Жуков.

Сейчас месячная посещаемость сайта HeadHunter составляет 19 млн пользователей, база резюме –19,7 млн, а число вакансий – 300 000. Компания работает на Украине, в Казахстане, Белоруссии и Азербайджане. В 2015 г. выручка HeadHunter составила около 3 млрд руб., а EBITDA – 1,5 млрд руб.

Ищут работу в интернете

Все сайты подбора персонала и поиска работы констатируют резкий рост числа резюме от соискателей. По данным представителя компании Avito, количество резюме на сайте «Avito. Работа» выросло за год на 18% и сейчас их 818 600. Как сообщает компания Superjob, число резюме за год увеличилось на 6% до 15,9 млн.

В январе текущего года у HeadHunter число активных соискателей выросло на 31% по сравнению с январем 2015 г. и составило 19,7 млн резюме. Николас Дадиани, гендиректор «Пронто-Москва» (сайт Job.ru), также констатирует рост числа пользователей. По его словам, сейчас на сайте около 6 млн резюме, а заявок от соискателей на 20% больше, чем в феврале 2015 г. Еженедельно на Job.ru публикуется до 25 000 новых резюме. У сервиса JungleJobs (он устроен по принципу закрытого клуба, на интернет-площадке могут зарегистрироваться только профессиональные рекрутеры и компании, которые размещают резюме, работает с ноября 2014 г.) число заявок от рекрутеров выросло с 20 до 70 за год, говорит Евгения Дворская, гендиректор JungleJobs.

Вакансий меньше

Однако число вакансий, размещаемых работодателями, нестабильно, хотя некоторые интернет-порталы поиска работы сообщают о росте числа вакансий. Представитель HeadHunter говорит, что в феврале 2016 г. число вакансий составило 300 000, это на 30% больше, чем годом ранее. Но этот рост действительно не является стабильным, комментирует Иван Тютюнджи, представитель HeadHunter. По его словам, в мае 2015 г. на HeadHunter было размещено вакансий на 2% меньше, нежели в мае 2014 г.

Вдвое дороже

В 2007 г. Mail.ru Group (на тот момент Digital Sky Technologies, DST) приобрела 24,5% HeadHunter Group (на тот момент Newton Rose) за $15 млн. Таким образом, оценка всей компании на тот момент составила $61 млн. В 2016 г., через восемь лет владения, HeadHunter был продан за $132,5 млн по текущему курсу.

На «Avito. Работа» сейчас 96 900 вакансий. За два года это показатель вырос почти в 2 раза, следует из данных компании. А у Superjob число вакансий не изменилось за год и составляет 200 000. У Job.ru оно вообще уменьшилось. По данным Дадиани, в феврале 2015 г. на Job.ru было зарегистрировано 85 000 вакансий, а сейчас – 80 000. По его словам, падение объясняется тем, что команда «Пронто-Москва» занималась развитием другого проекта холдинга – Irr.ru. Однако Дадиани говорит, что сейчас компания начинает развивать проект Job.ru.

Никто из интернет-порталов поиска работы финансовых показателей не раскрывает. Известны данные только HeadHunter: в 2015 г. его выручка снизилась по сравнению с 2014 финансовым годом на 1,5% до 3,1 млрд, а EBITDA – на 2,5% до 1,5 млрд руб. По словам Владимирской, в кризис интернет-рекрутеры не снижали сборы за размещение вакансий и за доступ к базе резюме, просто покупать эти услуги стало намного меньше работодателей.

Как развиваться

Сколько бы ни прибавлялось авторов резюме, а интернет-порталы все-таки зарабатывают не на кандидатах, а на работодателях. Например, на портале HeadHunter зарегистрировано 505 000 компаний. Наибольшая доля выручки получена от продажи услуг работодателям: по размещению вакансий, доступу к базе резюме, информации о зарплатах и др. И только несколько процентов приносят соискатели. Но именно эту долю можно увеличить, полагает Владимирская. Например, компании могут взимать дополнительную плату с кандидатов за улучшение их резюме, что уже, собственно, начали делать в HeadHunter, говорит эксперт.

В то же время интернет-порталы поиска работы пытаются развивать дополнительные услуги для работодателей. И HeadHunter, и Superjob занялись улучшением поисковых механизмов и внедрили сервис высокоточного поиска профиля кандидата в соцсетях, рассказали представители HeadHunter и Superjob. Например, в 2015 г. на сайте HeadHunter стартовал сервис оценки талантов, который должен помочь компаниям оценить способность кандидата справиться с нагрузкой на новом месте. Кроме того, компания развивает онлайн-ярмарки вакансий, где работодатели могут пообщаться с соискателями и сразу найти подходящих людей. В 2016 г. у HeadHunter будет пять таких ярмарок. Наконец, HeadHunter предлагает HR-брендинг (набор услуг для общения работодателя с соискателями).

Другое перспективное направление развития интернет-рекрутмента – региональная экспансия. По словам Владимирской, все игроки пытаются заняться этим направлением, но сталкиваются с массой препятствий. «В других городах больше доверяют местным сайтам. Поэтому, например, Hearst Shkulev Media уже приобрел несколько региональных сайтов по поиску работы», – рассказывает Владимирская. HeadHunter планирует действовать так же.

У «Avito. Работа» есть шансы подвинуть конкурентов, считает Владимирская, за счет неосвоенной ниши. «Раздел поиска работы на сайте Avito.ru начинает представлять серьезную конкуренцию для других игроков, которые делают ставку на массовый сегмент», – полагает эксперт. Для Avito рекрутмент сейчас является очень перспективным направлением наряду с продажей недвижимости и автомобилей, поскольку у сайта уже есть большое количество пользователей, уверена Владимирская.

А вот Сергей Мацоцкий, председатель правления IT-компании IBS, думает, что всем интернет-сервисам подбора персонала надо развивать дополнительные опции для работодателей и это даст дополнительную выручку. «Нужно максимально автоматизировать процесс подбора соискателей», – говорит он. Эксперт приводит в пример соцсеть LinkedIn, в которой существует не только база резюме, но и возможность поиска кандидата по различным критериям: если работодатель поймет ценность подобной системы, он сократит расходы на собственную HR-службу и офлайновые рекрутинговые агентства, полагает Мацоцкий.