Статья опубликована в № 4025 от 01.03.2016 под заголовком: Рекруты из интернета

Интернет-сервисы подбора персонала используют кризис как шанс для роста бизнеса

Однако успех будет зависеть от того, насколько они сумеют развить дополнительные услуги
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Холдинг Mail.ru Group 26 февраля сообщил о продаже интернет-портала подбора персонала и поиска работы HeadHunter фонду «Эльбрус капитал» за 10 млрд руб. По данным платформы веб-аналитики SimilarWeb, сайт HeadHunter находится на 3-м месте в мире по популярности в рейтинге «Топ-50 сайтов в сфере трудоустройства».

Представители Mail.ru Group отказались комментировать причину сделки, но раньше источник в Mail.ru Group объяснял «Ведомостям» желание группы продать HeadHunter тем, что это непрофильный актив. А такие активы компания планирует продавать, говорил ранее гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Однако для HeadHunter смена собственника очень полезна, так как сервис нуждается в инвестициях для развития технологий, предполагает Алена Владимирская, основатель хедхантингового агентства Pruffi. По словам Михаила Жукова, гендиректора HeadHunter, после покупки компании фондом «Эльбрус капитал» у нее появился доступ к финансовым ресурсам. «Мы будем рассматривать возможности покупки других компаний, активов и технологий», – сказал Жуков. Также HeadHunter планирует развивать бренд в регионах и выходить на новые рынки через локальных партнеров. «Нас интересуют рынки с большим количеством интернет-пользователей и пока слаборазвитыми интернет-сервисами», – прокомментировал Жуков.

Сейчас месячная посещаемость сайта HeadHunter составляет 19 млн пользователей, база резюме –19,7 млн, а число вакансий – 300 000. Компания работает на Украине, в Казахстане, Белоруссии и Азербайджане. В 2015 г. выручка HeadHunter составила около 3 млрд руб., а EBITDA – 1,5 млрд руб.

В кризис бюджеты работодателей на подбор персонала сокращаются, и компании выбирают относительно дешевые каналы поиска (онлайн-порталы, социальные сети), для онлайн-порталов это хороший шанс ускорить рост. Об этом говорят все крупные игроки рынка, опрошенные «Ведомостями»: Superjob, Avito, Job.ru и др. Однако чтобы использовать этот шанс, крупным компаниям придется перестраивать сервисы и развивать новые направления.

Ищут работу в интернете

Все сайты подбора персонала и поиска работы констатируют резкий рост числа резюме от соискателей. По данным представителя компании Avito, количество резюме на сайте «Avito. Работа» выросло за год на 18% и сейчас их 818 600. Как сообщает компания Superjob, число резюме за год увеличилось на 6% до 15,9 млн.

В январе текущего года у HeadHunter число активных соискателей выросло на 31% по сравнению с январем 2015 г. и составило 19,7 млн резюме. Николас Дадиани, гендиректор «Пронто-Москва» (сайт Job.ru), также констатирует рост числа пользователей. По его словам, сейчас на сайте около 6 млн резюме, а заявок от соискателей на 20% больше, чем в феврале 2015 г. Еженедельно на Job.ru публикуется до 25 000 новых резюме. У сервиса JungleJobs (он устроен по принципу закрытого клуба, на интернет-площадке могут зарегистрироваться только профессиональные рекрутеры и компании, которые размещают резюме, работает с ноября 2014 г.) число заявок от рекрутеров выросло с 20 до 70 за год, говорит Евгения Дворская, гендиректор JungleJobs.

Вакансий меньше

Однако число вакансий, размещаемых работодателями, нестабильно, хотя некоторые интернет-порталы поиска работы сообщают о росте числа вакансий. Представитель HeadHunter говорит, что в феврале 2016 г. число вакансий составило 300 000, это на 30% больше, чем годом ранее. Но этот рост действительно не является стабильным, комментирует Иван Тютюнджи, представитель HeadHunter. По его словам, в мае 2015 г. на HeadHunter было размещено вакансий на 2% меньше, нежели в мае 2014 г.

Вдвое дороже

В 2007 г. Mail.ru Group (на тот момент Digital Sky Technologies, DST) приобрела 24,5% HeadHunter Group (на тот момент Newton Rose) за $15 млн. Таким образом, оценка всей компании на тот момент составила $61 млн. В 2016 г., через восемь лет владения, HeadHunter был продан за $132,5 млн по текущему курсу.

На «Avito. Работа» сейчас 96 900 вакансий. За два года это показатель вырос почти в 2 раза, следует из данных компании. А у Superjob число вакансий не изменилось за год и составляет 200 000. У Job.ru оно вообще уменьшилось. По данным Дадиани, в феврале 2015 г. на Job.ru было зарегистрировано 85 000 вакансий, а сейчас – 80 000. По его словам, падение объясняется тем, что команда «Пронто-Москва» занималась развитием другого проекта холдинга – Irr.ru. Однако Дадиани говорит, что сейчас компания начинает развивать проект Job.ru.

Никто из интернет-порталов поиска работы финансовых показателей не раскрывает. Известны данные только HeadHunter: в 2015 г. его выручка снизилась по сравнению с 2014 финансовым годом на 1,5% до 3,1 млрд, а EBITDA – на 2,5% до 1,5 млрд руб. По словам Владимирской, в кризис интернет-рекрутеры не снижали сборы за размещение вакансий и за доступ к базе резюме, просто покупать эти услуги стало намного меньше работодателей.

Как развиваться

Сколько бы ни прибавлялось авторов резюме, а интернет-порталы все-таки зарабатывают не на кандидатах, а на работодателях. Например, на портале HeadHunter зарегистрировано 505 000 компаний. Наибольшая доля выручки получена от продажи услуг работодателям: по размещению вакансий, доступу к базе резюме, информации о зарплатах и др. И только несколько процентов приносят соискатели. Но именно эту долю можно увеличить, полагает Владимирская. Например, компании могут взимать дополнительную плату с кандидатов за улучшение их резюме, что уже, собственно, начали делать в HeadHunter, говорит эксперт.

В то же время интернет-порталы поиска работы пытаются развивать дополнительные услуги для работодателей. И HeadHunter, и Superjob занялись улучшением поисковых механизмов и внедрили сервис высокоточного поиска профиля кандидата в соцсетях, рассказали представители HeadHunter и Superjob. Например, в 2015 г. на сайте HeadHunter стартовал сервис оценки талантов, который должен помочь компаниям оценить способность кандидата справиться с нагрузкой на новом месте. Кроме того, компания развивает онлайн-ярмарки вакансий, где работодатели могут пообщаться с соискателями и сразу найти подходящих людей. В 2016 г. у HeadHunter будет пять таких ярмарок. Наконец, HeadHunter предлагает HR-брендинг (набор услуг для общения работодателя с соискателями).

Другое перспективное направление развития интернет-рекрутмента – региональная экспансия. По словам Владимирской, все игроки пытаются заняться этим направлением, но сталкиваются с массой препятствий. «В других городах больше доверяют местным сайтам. Поэтому, например, Hearst Shkulev Media уже приобрел несколько региональных сайтов по поиску работы», – рассказывает Владимирская. HeadHunter планирует действовать так же.

У «Avito. Работа» есть шансы подвинуть конкурентов, считает Владимирская, за счет неосвоенной ниши. «Раздел поиска работы на сайте Avito.ru начинает представлять серьезную конкуренцию для других игроков, которые делают ставку на массовый сегмент», – полагает эксперт. Для Avito рекрутмент сейчас является очень перспективным направлением наряду с продажей недвижимости и автомобилей, поскольку у сайта уже есть большое количество пользователей, уверена Владимирская.

А вот Сергей Мацоцкий, председатель правления IT-компании IBS, думает, что всем интернет-сервисам подбора персонала надо развивать дополнительные опции для работодателей и это даст дополнительную выручку. «Нужно максимально автоматизировать процесс подбора соискателей», – говорит он. Эксперт приводит в пример соцсеть LinkedIn, в которой существует не только база резюме, но и возможность поиска кандидата по различным критериям: если работодатель поймет ценность подобной системы, он сократит расходы на собственную HR-службу и офлайновые рекрутинговые агентства, полагает Мацоцкий.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more