В Нью-Йорке растет спрос на экологичные автолавки по продаже еды

Компания Move Systems сдает лавки в аренду за $1 в месяц, но зарабатывает вовсе не на аренде
Нью-йоркская компания MOVE Systems за $1 в месяц сдает в аренду суперсовременные экологичные автолавки по продаже еды/ MOVE Systems

У автолавки по продаже еды Джо Урбина то же меню, что и у его конкурентов, – сэндвичи с яйцом, гамбургеры, кофе и маффины величиной с голову младенца. Но есть конкурентное преимущество – его лавка лучше и современнее всех вокруг. В отличие от обычных алюминиевых трейлеров его стальной MRV100 поставляется с холодильником, мощной системой вентиляции, раковиной с автономным запасом воды и гибридной системой питания, управляемой компьютером. Автолавка питается от солнечных батарей, генератора на природном газе и аккумуляторов – в отличие от конкурирующих моделей с шумными бензиновыми и дизельными генераторами. Прилавок продуман так, чтобы было легче общаться с клиентами.

Нынешний трейлер Урбины совершеннее предыдущего – задымленного, шумного, неудобного для уборки. А самое лучшее в нем – стоимость аренды. Урбина платит за трейлер $1 в месяц. Производитель автолавок – компания MOVE Systems из нью-йоркского района Куинс сдает на этих условиях сотни трейлеров. Зарабатывать она планирует на комиссии с транзакций по пластиковым картам, рекламе на трейлерах и снабжении их природным газом.

Хотя городские автолавки с их нездоровой пищей яростно критикуют как одну из причин ожирения, MOVE делает доброе дело. Она очень облегчает жизнь 4700 работникам таких лавок, вынужденным проводить долгие часы в тесной и неудобной каморке.

Сто автолавок основатель MOVE Джеймс Микс, выпускник Гарварда, воевавший в Ираке, зарезервировал для ветеранов войны, тем более что ветераны имеют преимущества при получении городских лицензий на уличную торговлю. Вернувшись из Ирака после ранения, Микс получил диплом МВА в Стэнфорде и в 2014 г. основал MOVE Systems.

Альтернативные идеи

Ряд сетевых автолавок по торговле едой пытаются запустить собственные экологичные проекты. Работающая в Лос-Анджелесе и Сан-Диего сеть Green Truck заправляет двигатели переработанным растительным маслом. Чикагская Joe Wehrli создает электролавку Herb-N-Juice с питанием от солнечных батарей и аккумуляторов.

Один из ветеранов – 52-летний бывший военный и отставной авиамеханик Урбина рассказывает, что его рабочий день начинается в 4 утра. Около своего дома в Куинсе он грузит в кроссовер запас хотдогов, гамбургеров и яиц. Затем отправляется в лавку за маффинами и выпечкой. Потом забирает автолавку со стоянки в Лонг-Айленде. В 5.30 утра он уже разливает кофе возле мэрии. «У меня сложился круг постоянных покупателей, и мне нравится работа», – говорит он. Весь день он кормит местных клерков и прохожих, обращаясь к ним «приятель» и «дорогая».

Заведение закрывается в 16 часов. Урбина буксирует автолавку обратно на стоянку, где ее моют. Домой он возвращается к ужину. За день удается заработать от $400 до $700. Но издержки велики. Кроме стоимости продуктов и техобслуживания машины, Урбина платит $350 в месяц за парковку автолавки и от $7 до $12 в день за природный газ MOVE. По его расчетам, чистая прибыль составляет около $200 в день.

Если бы экологичные автолавки MOVE продавались уличным торговцам, каждая обходилась бы им в $55 000 – это неподъемная сумма для большинства. По данным Daily News, обычная автолавка стоит $15 000–25 000. Поэтому компания сделала ставку на альтернативные источники дохода. А конечная цель – доказать полезность высокотехнологичной автономной системы электропитания, которую потом можно будет продавать множеству клиентов, от грузовиков по уходу за собаками на выставках до «скорой помощи». Сейчас «скорые помощи», например, в ожидании вызова не глушат двигатели, чтобы не лишить питания холодильники с лекарствами и медицинское оборудование.

C 2010 г. доходы поставщиков автолавок растут в среднем на 9,3% в год, согласно исследованию IBIS World. Их появляется все больше и больше на улицах Нью-Йорка, и это заставляет власти задуматься над проблемой вредных выбросов. Председатель комитета по экологии Донован Ричард подсчитал, что ежегодно около 2000 человек умирает из-за смога и копоти, провоцирующих астму, сердечные болезни и т. д. Поэтому городские власти стали союзником Микса в продвижении его автолавок. Он ведет активные переговоры и с мэриями других городов – Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Атланты.

Три года назад уже была попытка перевести автолавки на электропитание вместо генераторов. Стартап Simply Grid смонтировал на Юнион-сквер в Нью-Йорке, Атланте и Остине (Техас) специальные тумбы, к которым подвел электропроводку, чтобы можно было подключать автолавки. Но проект не получил распространения, и в 2014 г. MOVE выкупила его ради технологий и инфраструктуры.

Разработка MOVE на 60% сокращает выброс парниковых газов и на 95% – веществ, образующих смог. А по подсчетам Citylab, если 3100 традиционных автолавок заменить на продукцию MOVE, это снизит выбросы окиси углерода так, как если из города исчезнет 139 500 машин, а оксида азота – как если перестанет ездить 576 600 автомобилей.

Бизнес MOVE развивается не очень быстро. Так, вскоре после громкой конференции в мае прошлого года в мэрии Нью-Йорка, где было объявлено о программе экологичных автолавок, на улицах города появилось чуть более дюжины изделий MOVE.

Микс говорит, что сейчас у компании подписаны лизинговые соглашения более чем с 400 торговцами, не говоря уже о партнерском контракте с Nathan’s Famous.

MOVE полагается на помощь не только городских властей, но и собственников зданий. В последнем раунде финансирования участвовал Fisher Brothers – девелопер, владеющий несколькими офисными зданиями на Манхэттене.

Управляющий партнер Fisher Brothers Уинстон Фишер говорит, что задумался об автолавках, когда планировал $50-миллионную реконструкцию холла здания на Шестой авеню и площади перед ним. Поначалу он решил, что автолавки на площади убьют всю эстетику. Но Фишер обожает шаурму и прочую уличную еду, поэтому решил оставить автолавки – но с улучшениями: «Владельцы зданий примут обновленные лавки с распростертыми объятиями».

Перевел Антон Осипов