Бывший продавец и бизнес-ангел зарабатывают на выездных поварах

Они создали сервис по модели Uber для гурманов и состоятельных клиентов
Владимир Липатов никогда не учился на повара, его конек – IT и менеджмент/ Ирина Ермакова

Владимир Липатов за 20 с лишним лет трудового стажа перепробовал много занятий: был продавцом в булочной-кондитерской, закупщиком и владельцем компании по торговле моторными маслами. В 2014 г. он отправился в Кремниевую долину, где познакомился с несколькими IT-разработчиками и обратил внимание на бурное развитие сектора технологий для общепита. Такие сервисы на тот момент уже несколько лет пользовались популярностью в США, Франции, ОАЭ и Китае, но в России ничего подобного не предлагалось. В проект «Убер шеф» Липатов инвестировал 6 млн руб. – 1 млн руб. личных сбережений, еще 5 млн руб. дал бизнес-ангел Борис Жилин. Доли в бизнесе они распределили в равных пропорциях. «Как-то я воспользовался услугой французского аналога «Убер шефа» – LaBelleAssiette, и мне очень понравилось, – рассказывает Жилин. – Мы отмечали дома 8 Марта – мама и жена впервые смогли по-настоящему расслабиться. Мне показалось, что создание «Убер шефа» не потребует гигантских вложений. Подкупил еще тот факт, что при полном отсутствии вложений в рекламу за три-четыре месяца на сайте зарегистрировалось более 300 поваров».

Компанию «Убер шеф» предприниматели зарегистрировали в январе 2016 г., но в тестовом режиме сайт начал работать с октября 2015 г. 2,5 млн руб. из общих инвестиций пошли на оплату услуг разработчиков сайта из Днепропетровска, с которыми, правда, скоро пришлось расстаться. Команда не смогла выполнить требований заказчика, сайт работал с перебоями, его приходилось много раз тестировать, и сроки запуска проекта были пропущены – предприниматели планировали запустить сервис в полноценную эксплуатацию в декабре 2015 г., но произошло это лишь в мае 2016 г. Украинских разработчиков заменили на российских из компании Livboo solutions. Сейчас в команде «Убер шефа» работают шесть человек в разных городах: маркетолог, менеджер по развитию и гендиректор в лице Липатова – в Москве, SMM-специалист – в Донецке, дизайнер – в Петербурге, бухгалтер – в Ярославле. Оставшиеся 3,5 млн руб. пошли на зарплаты и продвижение проекта. За месяц работы выручка «Убер шефа» составила около 200 000 руб., но Липатов надеется, что уже через год проект начнет приносить 1–1,5 млн чистой прибыли в месяц при обороте в 20 млн руб. в месяц. Жилин считает, что на самоокупаемость проект выйдет через два-три года.

Подработка для повара

Игорь Раздольский раньше работал в штате нескольких ресторанов и получал в среднем до 100 000 руб. в месяц. Сейчас он зарабатывает примерно столько же – заказы поступают как от личных клиентов Раздольского, так и от посетителей «Убер шефа». По его мнению, «Убер шеф» дает хорошую возможность подработки, но обеспечить стабильный доход, как в ресторане, обычному повару вряд ли сможет. Опыт работы у Раздольского – 15 лет, у него уже есть постоянные клиенты, время от времени ему передают заказы три ресторана – трамвай «Аннушка», «Валенсия» и «Лагуна», поэтому работать поваром в свободном режиме ему легче, чем новичкам. Состоявшемуся повару внештатная работа дает и другие преимущества, отмечает он: в ресторане смена повара длится 10–12 часов в сутки, а когда он берет заказы самостоятельно – максимум три-четыре часа.

Сейчас на сайте «Убер шефа» 550 зарегистрированных поваров, каждый из них предлагает свое меню – всего в базе более 40 кухонь мира. На сайте в разделе «Наши повара» отображаются профили 40 самых лучших кулинаров, получивших высокие оценки заказчиков. Оплата услуг производится через «Яндекс.Кассу». После того как заказчик выбрал повара, согласовал стоимость меню, дату и время мероприятия, с его карты списывается полная стоимость заказа. Эти деньги поступают на карточку повара в течение 24 часов после даты события. С «Убер шефа» платежная система удерживает 3% от суммы сделки, а сам сервис зарабатывает на комиссионных, которые составляют 15% от вознаграждения повара. Profi.ru (сервис, который оказывает услуги выездных специалистов самых разных направлений – от репетиторов до автоинструкторов и артистов) берет комиссию от 5 до 20%.

От банкетов до поминок

По оценкам Липатова, в Москве и Московской области ежедневно происходит 50 000 различных событий – банкетов, празднований дней рождения, детских мероприятий и т. п., где могли бы пригодиться услуги поваров.

Стоимость меню рассчитывается на одну персону, включая продукты (каждый повар сам для себя решает, какие продукты и в каком количестве купить). Повара на свои деньги покупают продукты, приезжают с припасами на место, готовят блюда и обязательно за собой убирают. После мероприятия менеджер «Убер шефа» звонит клиенту, узнает, доволен ли тот обслуживанием, и просит оценить исполнителя по 5-звездочной шкале.

Услуги выездного повара особенно востребованы на свадьбах или банкетах, а также когда нужно приготовить еду для всей семьи или для больного родственника, говорит Липатов. По его словам, в среднем на сайт поступает до 15 заказов в месяц. В скором времени клиенты, зарегистрировавшиеся на сайте, смогут сами размещать заказы в разделе «Услуги»: повара, пожелавшие взяться за их исполнение, будут платить сервису 20% стоимости. По подсчетам Липатова, это даст дополнительно 30–50 заказов в месяц (100 000–150 000 руб. чистой прибыли).

Кулинар на яхту

«Убер шеф» не предъявляет жестких требований к разряду и опыту работы поваров – брать заказы может хоть выпускник кулинарного колледжа. Главное – иметь медицинскую книжку, разработать меню и правильно подать его на сайте. Но недавно компания задумалась о том, не взять ли в штат специалиста по подбору кадров. Основная аудитория сервиса – люди со средним доходом и выше среднего, большинство очень требовательны к организации банкета и качеству блюд, поэтому исполнители должны быть гибкими, стрессоустойчивыми и лояльными, поясняет Липатов. Недавно, говорит он, на сайт стали обращаться состоятельные заказчики, которые хотели бы нанять повара на два-три летних месяца на дачу или в квартиру, иногда с постоянным проживанием. Повар должен быть надежным и квалифицированным. Разброс вознаграждений, которые готовы платить таким поварам, большой – от 300 000 до 1,5 млн руб. за лето, говорит предприниматель. По его словам, на сайте скоро появится специальная рубрика для подобных заказов.

Нишевый бизнес

Максимальная стоимость услуг поваров – 5000 руб. на персону с продуктами и сервировкой. Без комиссий «Убер шефа» и «Яндекс.Кассы» вознаграждение повара, приготовившего обед на пять-шесть человек, может составить 25 000–30 000 руб. за день работы, говорит Липатов. Для сравнения: по данным HeadHunter, средние зарплаты у поваров составляют 30 000–50 000 руб. в месяц в Москве и 20 000–35 000 руб. в регионах.

Раздольский начиная с октября 2015 г. через «Убер шефа» получил 10 заказов. По словам Липатова, компания постоянно следит за расценками ресторанов, чтобы предложения «Убер шефа» были привлекательными для клиентов. Но эксперты считают, что сервисы, подобные «Убер шефу», и рестораны не конкуренты друг другу. Рестораны, как правило, берутся только за крупные выездные заказы, говорит Сергей Миронов, гендиректор компании RestConsult. Небольшие торжества на пять-шесть человек нерентабельны, это как раз ниша интернет-агрегаторов, считает он. За организацию банкета на 20 человек ресторан возьмет не меньше 100 000 руб., а независимый повар – максимум 60 000 руб., соглашается Раздольский. Миронов также считает, что в России услуга выездных поваров мало востребована: с одной стороны, люди привыкли готовить на небольшую компанию сами, а с другой – боятся впускать в дом незнакомого человека.

По словам Егора Руди, сооснователя Profi.ru, частные повара и выездной кейтеринг в нашей стране не так популярны, как, например, репетиторы, парикмахеры и косметологи либо мастера по ремонту. По словам Алексея Гидирима, сооснователя онлайнового сервиса бытовых услуг YouDo.com, гораздо больше, чем выезды поваров на дом, популярны комплексные заказы, когда клиент нанимает домработницу, которая и в доме уберется, и с ребенком посидит, и еду приготовит. Кроме того, при дальнейшем развитии сервис неизбежно столкнется с проблемами, которые приходится решать более крупным сервисам а-ля Uber, – сложностью отбора и рейтингования исполнителей, предупреждают эксперты.

Липатов же планирует в 2017 г. развивать сервис в регионах. «За последние три месяца я получил около 50 писем из Астрахани, Тюмени, Петербурга, Астаны, Ростова-на-Дону с запросами как от поваров, которые хотели бы зарегистрироваться на сайте, так и от потенциальных клиентов, которые интересуются, когда сервис заработает в их городе», – говорит предприниматель. По оценкам Липатова, в Москве и Московской области ежедневно происходит 50 000 различных событий – от банкетов до поминок, где могли бы пригодиться услуги поваров. Через год, надеется Липатов, «Убер шеф» будет выполнять по 500 заказов в месяц.