Статья опубликована в № 4132 от 05.08.2016 под заголовком: Водители фур ждут появления Uber

Все больше стартапов в грузоперевозках пытается подражать Uber

Они надеются совершить технологический переворот в логистической отрасли

Сразу несколько технологических стартапов в США надеются совершить переворот на рынке грузовых перевозок, подобно тому перевороту, который совершила технология Uber на рынке услуг такси. «Uber для грузовиков» – так любят, например, называть себя разработчики мобильных приложений, связывающих отправителей грузов с водителями-дальнобойщиками. Целому ряду таких компаний в последнее время удалось привлечь значительные средства от венчурных инвесторов.

Когда-то списки грузов на отправку вывешивались на специальных досках объявлений на стоянках грузовиков. Водители также могли получить заказ по телефону от агентов по фрахту. Традиционно подбором грузоперевозчика занимаются специальные транспортные брокеры, которые порой подряжают несколько сторонних компаний. В последнее время доски объявлений о грузах переместились в интернет. Крупнейший транспортный брокер в США – компания C.H. Robinson Worldwide, ее выручка в 2015 г. составила почти $12 млрд. Но кроме этой компании на рынке автоперевозок работает бесчисленное множество мелких агентов, использующих различные технологии. Исследовательская фирма Armstrong & Associates оценила рынок внутренних перевозок в США примерно в $57 млрд в 2014 г. (это последний год, за который доступны все данные).

Мобильные приложения – последнее слово в технологиях организации перевозок, и венчурные инвесторы оценили их потенциал. Нью-йоркская компания Transfix, разработавшая мобильное приложение для связи грузоотправителей с водителями, во втором раунде финансирования привлекла $22 млн. Среди инвесторов – фонды New Enterprise Associates, Canvas Ventures, Lerer Hippeau Ventures и Corigin Ventures. После завершения этого раунда общая сумма инвестиций, привлеченных Transfix, составила $36 млн, а оценка стоимости стартапа превысила $75 млн, говорит осведомленный источник.

Компания Transfix была основана в 2013 г. Ее сооснователь Дрю Макэлрой, закончив бизнес-школу, помогал родителям управлять семейным предприятием – транспортным агентством. «Мы не просто доска объявлений и заявок. Мы предлагаем комплексные логистические решения», – говорит Макэлрой. Transfix не только обеспечивает общение грузоотправителя с перевозчиком, но и составляет рейтинги водителей, оценивая их по нескольким критериям, включая надежность и пунктуальность, а также обрабатывает платежи за доставку грузов.

Мало пользуются

75% руководителей логистических компаний, опрошенных специалистами Университета Пенсильвании и консалтинговой фирмы Capgemini, уверены, что логистика только выигрывает от применения современных технологий
40% респондентов – почти вдвое меньше – в том же опросе признали, что их компании уже используют современные технологии

Инвесторы не обошли вниманием и потенциальных конкурентов Transfix. Так, по данным Venture Source, основатели Amazon.com, Salesforce.com, eBay и Uber вложили $16 млн в стартап из Сиэтла Convoy. Это онлайновый сервис, в котором грузоотправители размещают заказ с описанием веса, объема и условий перевозки в приложении, а владельцы грузовиков откликаются на заявку. Компания uShip из Остина (Техас) привлекла за три раунда финансирования $25 млн от высококлассных венчурных фондов, таких как Kleiner Perkins Caulfied & Byers и DAG Ventures.

Стартап Trucker Path из Сан-Франциско в июне 2015 г. получил $20 млн от инвесторов во главе с чикагским фондом Wicklow Capital. По данным осведомленных источников, после последних раундов финансирования стоимость Trucker Path и uShip превысила $100 млн.

«Есть и другие компании, которые сосредоточились на мобильных технологиях, – говорит генеральный директор компании Trucker Path Иван Цыбаев. – Этот сегмент долго игнорировали, но сейчас люди стали обращать на мобильные технологии больше внимания. Они осознали, что смартфон – это то устройство, которым водители пользуются чаще всего».

Многие в отрасли тем не менее сомневаются, что стартапы смогут достичь масштабов, необходимых для конкуренции с крупнейшими транспортными агентствами.

«Крупные агенты сегодня не очень-то беспокоятся из-за появления этих «Uber для грузовиков», – говорит Томми Барнс, президент чикагской компании project44, поставляющей технологические решения для логистики. Мобильные приложения хороши для организации относительно регулярных местных перевозок на короткие маршруты, считает он, а для конкуренции с агентствами по всей стране необходимы совсем другие масштабы бизнеса. «В организации перевозки очень много тактических нюансов. Это не просто «погрузил – отвез – выгрузил – уехал», – добавляет он.

Некоторые разработчики мобильных приложений стараются расширить бизнес, надеясь стать публичными или продать технологию более крупным фирмам. Основатель и гендиректор компании uShip Мэтт Чейзен в одном из интервью сказал, что мобильным приложением компании в любой момент времени пользуется примерно 100 000 водителей грузовиков, а через два года uShip планирует рассмотреть возможность IPO. Недавно немецкая логистическая компания DB Schenker объявила, что будет использовать технологию uShip для организации автомобильных перевозок в Европе.

Приложение компании Cargo­matic из Лос-Анджелеса недавно было запущено в эксплуатацию и обслуживает пользователей в районе залива Сан-Франциско и на территории и в окрестностях порта Нью-Йорк и Нью-Джерси. «Конечно, мы хотим развивать бизнес, но речь идет о выходе на новые рынки и применении там уже существующей стратегии постепенного освоения логистических узлов и регионов», – говорит сооснователь и президент Cargomatic Бретт Паркер.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать