Статья опубликована в № 4154 от 06.09.2016 под заголовком: Наемные работники стали эффективнее

74% российских компаний повысили производительность труда

Но по большей части это касается бизнеса, работающего с корпоративными клиентами

Компания PwC поделилась с «Ведомостями» результатами 10-го ежегодного исследования эффективности управления персоналом в России, которое провела по методикам института Saratoga. Исследователи опросили представителей 89 предприятий из 13 отраслей, из которых 60% пришлось на крупные компании со штатом свыше 2000 человек, и пришли к выводу, что в 74% случаев удельная производительность труда в прошлом году повысилась.

Годовая выручка на одного сотрудника выросла в среднем с 12,5 млн руб. (результат 2014 г.) до 14,5 млн руб. Более чем 50% компаний стали лучше управлять издержками – темп роста выручки примерно вдвое опережал темп роста затрат. Отдача от персонала тоже повысилась – каждый рубль, потраченный на зарплаты, премии и льготы, принес 1,73 руб. дохода. Годом ранее этот показатель составлял 1,46 руб.

Заботясь о преемственности данных, эксперты PwC проводили сравнительный анализ только по тем компаниям, которые участвовали в аналогичных опросах в предыдущие годы.

Производительность труда персонала регулярно измеряет большинство крупных российских компаний. Например, МТС оценивает эффективность сотрудников по таким параметрам, как выручка на человека и корреляция расходов на персонал с бизнес-показателями, рассказывает ее представитель Дмитрий Солодовников. Все эти параметры в последние два года растут, говорит он. Кроме того, важный показатель для МТС – динамика вовлеченности сотрудников: она напрямую влияет на бизнес-показатели компании. За последние три года уровень вовлеченности сотрудников МТС вырос, по словам Солодовникова, более чем на 27%.

Лучше всего с удельной эффективностью дела обстоят в b2b-сегменте: производительность труда в таких компаниях повысилась в 2015 г. на 12%, эффективность использования персонала – на 78%, а рентабельность инвестиций в сотрудников – на 36%. Население в кризис стало экономить и стараться покупать более дешевые товары и услуги, пишут авторы исследования, поэтому компании, продающие такие товары и услуги, пострадали больше, чем те, кто работает с корпоративными клиентами. Это подтверждает управляющий партнер «Экопси консалтинга» Павел Безручко: например, в консалтинге отдача от инвестиций на персонал в несколько раз выше среднего 1,73 руб. При расчете производительности труда «Экопси консалтинг» опирается на два критерия: выручка на одного консультанта и выручка на каждого сотрудника, включая бэк-офис. В «Экопси» решили, что численность бэк-офиса не должна превышать 20%.

Для торговой сети «Пятерочка» важна прежде всего производительность торгового персонала в магазинах – сеть рассчитывает ее как соотношение выручки и численности сотрудников, говорит ее директор по персоналу Татьяна Князева. За последние два года этот показатель вырос на 5%. Результат – количество персонала в магазинах не меняется, несмотря на внедрение технологий, повышенные требования к сервису и квалификации сотрудников, говорит она.

Тем не менее опрос PwС выявил, что у 70% компаний b2c-сегмента прибыль упала. В 2015 г. их затраты на персонал росли примерно вдвое быстрее, чем у компаний b2b-сегмента, а темпы роста выручки были более низкими. Большинство из этих компаний (72%) сократили штат в среднем на 8,9% за год.