Менеджмент
Бесплатный
Оксана Гончарова
Статья опубликована в № 4109 от 05.07.2016 под заголовком: Воздают не по труду

Сотрудникам часто платят ниже их производительности труда

Наиболее адекватно в российских компаниях оплачивается труд обслуживающего персонала

Примерно в половине российских компаний (54%) заниженные зарплаты сотрудников не соответствуют производительности труда, следует из данных опроса 1867 менеджеров, имеющих сотрудников в подчинении, проведенного компанией HeadHunter в середине июня. Лишь треть руководителей отметили, что оплата труда подчиненных соразмерна производительности, а 14% указали, что зарплаты сотрудников завышены по сравнению с выработкой. Респонденты судили о результативности сотрудников по выполнению плановых KPI, поясняет Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. И каждый руководитель оценивал, насколько расходы компании на оплату труда экономически оправданны.

«Ведомости» решили разобраться, как работодатели рассчитывают уровень соответствия выработки сотрудников и их зарплаты и с помощью каких инструментов в каждой из трех отраслей (автопром, недвижимость и IT) они управляют производительностью подчиненных.

Метод кнута и кнута

Наиболее адекватно, по мнению респондентов, оплачивается труд обслуживающего персонала и первых лиц компаний: 49% респондентов сообщили о соответствии их зарплат результативности. А вот рядовым специалистам компании переплачивают (такой ответ дали 51% респондентов, и только 29% менеджеров считают оплату адекватной). Незаслуженно высокие заработки имеют топ-менеджеры: 48% респондентов сказали, что жалованье руководителей высшего звена в их компаниях завышено по сравнению с их результатами.

29,6% опрошенных управленцев заявили, что в их компаниях никто не стремится повысить производительность труда. А те, кто пытается это делать, применяют прежде всего карательные меры. 30% опрошенных сказали, что стимулы негативные: угрозы увольнения, штрафы, увеличение нагрузки на одного сотрудника, крики и ругань. Лишь 13% респондентов рассказали, что компании используют нематериальные поощрения за хорошую работу, проводят корпоративные мероприятия и тренинги командной работы. Еще 10% утверждают, что их компании повышают производительность с помощью автоматизации бизнес-процессов.

Субъективные оценки

По мнению Егора Ворогушина, консультанта Korn Ferry Hay Group, оклад работника зависит не столько от производительности и вклада труда конкретного человека в выручку и прибыль предприятия, сколько от востребованности специалиста на рынке. В большинстве случаев точные расчеты производительности невозможны – работодатели ориентируются на косвенные признаки или собственные ощущения, говорит Илья Воскобойников, старший научный сотрудник лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ. Производство – даже такое простое, как выпечка хлеба, – состоит из множества операций, не связанных напрямую со стоимостью конечного продукта. В этих условиях измерить, например, производительность труда бухгалтера пекарни, соотнося его зарплату с ценой хлеба, напрямую нельзя, и единственный способ понять, какова его производительность, – это сравнить время, которое он затрачивает на составление стандартного отчетного баланса, с затратами времени бухгалтера в соседней пекарне. Соответствие производительности труда оплате напрямую зависит от автоматизации бизнес-процессов, считает Игнатова.

Прибыль капиталиста

По данным опроса, больше всего недооценивает усилия подчиненных автомобильный бизнес – 75% опрошенных руководителей этой отрасли считают, что производительность подчиненных выше их вознаграждений.

Компания Antal Russia в 2016 г. провела собственное исследование рынка труда и выяснила, что из 223 представителей компаний автомобильной отрасли (всего было опрошено 5574 российских специалистов, менеджеров среднего и высшего звена) более 40% признались, что их условия работы в 2016 г. ухудшились. Людям добавили должностных обязанностей, не увеличив при этом зарплату (16%), работодатели провели увольнения (9%), изменили бонусную схему (6%), сократили соцпакет (5%), перевели на неполную рабочую неделю (4%) и уменьшили зарплату (2%).

«С точки зрения капиталистической модели недооплаченный труд сотрудника позволяет предприятию наращивать прибыль, – напоминает Дмитрий Трудовой, председатель первичной профсоюзной организации Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». – Если работодатель начнет в полной мере оплачивать труд наемных сотрудников, его бизнес перестанет быть эффективным». По его словам, на автозаводе «Фольксваген груп рус» в 2015 г. зарплату работникам повысили всего на 5%. Но дополнительных усилий к удержанию людей и повышению их производительности на заводе не предпринимают, поскольку показатель текучести персонала и без того низкий, замечает он. Главный мотиватор в автопроме – тотальная безработица, отсутствие на рынке альтернативных вариантов. «Условия труда в нашей отрасли все же лучше, чем в других отраслях, – считает Трудовой. – Так, на «Фольксвагене» уровень зарплат выше, чем в среднем по региону, годовая норма рабочего времени на 100 ч меньше, чем по государственным нормативам, а основной отпуск – 32 дня, в то время как на соседних предприятиях – 14». Компания «Фольксваген груп рус» от комментариев отказалась.

За последние два года в российском автопроме прошли активные сокращения, вся нагрузка легла на оставшихся – соответственно, их производительность выросла, рассуждает Ольга Черникова, эксперт Korn Ferry Hay Group. Но зарплаты в автопроме выросли чуть больше, чем в среднем по России, говорит она. Компании также стремятся удерживать лучших с помощью бонусов, соцпакетов и льгот.

Дисбаланс в IT

Максимальная доля управленцев, сообщивших о неадекватной оплате труда сотрудников, обнаружилась в сфере IT: 25% респондентов из IT-компаний считают, что людям недоплачивают (в розничной торговле, например, таких оказалось 12%), а 55% – что, напротив, платят слишком много с учетом их выработки.

Причины плохой работы

Управленцы, сообщившие, что в их компаниях производительность труда была ниже, чем оплата, считают главными причинами низкой производительности труда слабую систему мотивации (76% респондентов), недостаточную квалификацию менеджмента (67%), а также лень (57%).

В 2014–2015 гг. на IT-рынке ощущался дефицит высококвалифицированных кандидатов, основной причиной перехода из одной компании в другую было высокое вознаграждение, что подняло общий уровень зарплат, комментирует Евгений Жихарев, гендиректор IT-компании Mobile Dimension. Сейчас из-за укрепления доллара стоимость часа российских разработчиков стала неконкурентной по сравнению с другими странами, и опытный IT-специалист сегодня легко может найти работу в США, Канаде, Германии, Израиле. И российские компании вынуждены переплачивать разработчикам, чтобы удержать их, говорит Жихарев. В команде Mobile Dimension 30 разработчиков. Перед стартом проекта руководитель определяет количество трудочасов, необходимых на выполнение задачи. Если каждый этап проекта реализуется в четко оговоренные сроки, команда получает бонус, говорит Жихарев.

Бонус справедливости

Наиболее адекватно оплачивается труд работников в сфере строительства и недвижимости. 52% менеджеров строительных компаний и риэлторских фирм считают, что оплата труда сотрудников соответствует выработке. На рынке недвижимости приходится зарабатывать в основном за счет бонусов, говорит управляющий партнер агентства Praedium Александр Ошурко. Премия брокера составляет 25–30% от суммы комиссии, которую получает агентство за закрытую сделку. В структуре вознаграждения специалистов компании Praedium переменная часть составляет почти 70%. То есть уровень дохода сотрудников зависит исключительно от их компетенций и опыта, замечает Ошурко. По его словам, в сегменте коммерческой недвижимости из-за снижения ставок аренды (за 2015 г. они упали на 15–20%) и сокращения продаж в квадратных метрах сотрудники, чтобы выполнить годовой план, работают с большим числом клиентов. Например, если раньше они закрывали по пять сделок в год, то сейчас – до 10. Выросла и нагрузка на топ-менеджмент, отмечает Ошурко. До кризиса руководители курировали стратегию и развитие, а сейчас им приходится самим заниматься продажами, особенно если речь идет о крупных сделках, говорит он.-