Работодатели в США отмечают дефицит критического мышления у соискателей

Компании тратят все больше времени и средств на поиск сотрудников
Работодатели стали замечать у соискателей дефицит критического мышления
Работодатели стали замечать у соискателей дефицит критического мышления / Bernd Kammerer / AP

Американские работодатели жалуются на то, что им все реже попадаются соискатели, умеющие ясно выражать мысли, брать в свои руки инициативу, решать проблемы и ладить с коллегами. Такие человеческие качества всегда привлекали работодателей, а с учетом изменений в экономике они становятся особенно важными. Многие рутинные задачи компании отдают на аутсорсинг или автоматизируют, а для решения оставшихся требуется, чтобы сотрудники принимали на себя больше обязанностей, обладали критическим мышлением, способностью к эмпатии и другими навыками, которым компьютер не научишь.

На разных позициях в разных отраслях требуются разные навыки – от умения перекинуться парой слов с клиентом у кассы до способности координировать исполнение проекта несколькими департаментами в сжатые сроки. В поисках идеального сотрудника компании тратят все больше времени и средств на то, чтобы определить необходимый для успешного кандидата набор качеств, иногда нанимают консультантов для разработки тестов и совершенствуют корпоративные программы обучения.

«Мы никогда не тратили на подбор персонала столько, сколько тратим сейчас», – признается Кит Олбриттон, гендиректор компании Allen Investments, управляющей активами состоятельных клиентов. В 2014 г. Allen Investments наняла специалиста-психолога, который определил черты характера, присущие лучшим сотрудникам компании, а затем разработал тест для соискателей. Финансовые консультанты по роду деятельности часто контактируют с бухгалтерами, адвокатами, специалистами по финансовому планированию, объясняет Олбриттон, поэтому сотрудники его фирмы должны уметь работать в команде: «[На этой работе] нельзя быть генералом собственной армии».

Анализ профилей пользователей LinkedIn, который провела сама эта сеть, показал, что личные качества сотрудников особенно важны в сфере услуг: в общественном питании, бытовых услугах, профессиональном обучении, розничной торговле. Безоговорочным лидером рейтинга необходимых качеств стала коммуникабельность; за ней следуют организованность, умение работать в команде, пунктуальность, критическое мышление, здравомыслие, творческие способности и способность к адаптации.

Чтобы человек был хороший

В прошлом году The Wall Street Journal опросила около 900 руководителей компаний, и 92% из них сочли личные качества подчиненных не менее важными, чем технические навыки. При этом 89% признались, что найти сотрудника с необходимым набором качеств бывает трудно. Для многих проблемой оказалось подобрать нужное сочетание возраста и опыта кандидата.

Найти людей, обладающих набором таких качеств, непросто, признается Синди Херолд, владелица ресторана Old Europe в Вашингтоне. Составляя недавно объявление о приеме на работу, она указала, что успешный кандидат должен обладать здравым смыслом. «Я могу научить человека резать лук кубиками или ломтиками. Могу научить готовить суп. Но научить хорошим манерам и порядочности довольно сложно», – считает Херолд.

Обучение новых работников техническим навыкам требует времени и средств, и работодатели не склонны инвестировать в обучение сотрудников, если тем недостает личных качеств, необходимых для успешной продолжительной работы. Может быть, поэтому количество принятых на работу в США людей никак не сдвинется с докризисного уровня, несмотря на рекордное число открытых вакансий (данные минтруда). Множество американцев ищут место или хотели бы поменять временную работу на постоянную – у работодателей как будто бы есть выбор, но они не спешат его делать.

О повышении спроса на сотрудников – обладателей редких личных качеств свидетельствуют и академические исследования. Рост занятости был особенно заметен на позициях, требующих специфических личных навыков, например познавательных, отмечал в своем исследовании в 2015 г. экономист из Гарварда Дэвид Деминг. Эта закономерность сохранялась вне зависимости от уровня зарплаты.

Личные качества всегда были важными для претендентов на менеджерские позиции, но теперь работодатели придают им такое значение, как никогда прежде, подтверждает Пол Макдоналд из кадрового агентства Robert Half. Это касается и самых молодых специалистов, и претендентов на самые низкие должности. Сочетание хорошего образования и нужного набора личных качеств может обеспечить молодым программистам, бухгалтерам и финансистам множество предложений о работе и высокую зарплату уже на старте карьеры, уверен он.

Адреанн Тезин, владелица небольшой сети магазинов товаров для животных Two Bostons, при приеме на работу проводит не менее трех собеседований с соискателями. Кандидатов на высокие позиции вместе с членами их семей она приглашает на обед, на котором присутствуют также другие руководители компании. «Мы должны видеть, как [кандидаты] обращаются со своими близкими», – объясняет Тезин. Кроме того, сотрудники ее компании должны оценивать каждого нового коллегу после того, как тот отработал 90 дней.

Тезин, открывшая первый магазин 11 лет назад, говорит, что ей все реже попадаются кандидаты, способные поддержать разговор, заинтересованные в общении с людьми и стремящиеся к успеху. «Искать людей все труднее, но ведь и наши стандарты растут», – рассуждает она.

Перевела Надежда Беличенко