Статья опубликована в № 4245 от 20.01.2017 под заголовком: Отжать здоровье

Предпринимательница из Москвы выпускает оздоравливающие соки

Это смесь обычных соков прямого отжима, только продается по 900 рублей за литр

Несколько лет назад Наталья Мараховская, экономист по образованию, увлеклась здоровым питанием. А полтора года назад она решила выпускать полезные свежевыжатые соки сама, благо дело это нехитрое. Тогда в моду вошли так называемые детокс-соки, которые рекламировались как средство снижения веса и очистки организма от токсинов. Сначала Мараховская экспериментировала с разными составами коктейлей, проверяла их действие на себе, советовалась со знакомыми диетологами. Первые партии изготавливала сама на кухне с помощью обычной бытовой техники: соковыжималки и блендера. Продажи стартовали в июле 2015 г. Мараховская стала делать 15 видов сока и ореховое молочко под брендом Food SPA. Сок разливался в пластиковые бутылочки по 330 мл, каждая стоила 300 руб. Мараховская принимала заказы через интернет-магазин, потратив на создание сайта 10 000 руб. Она дала контекстную рекламу в Instagram и «Яндекс.Директ» и за две недели набрала 20 заказов. Новинка понравилась москвичкам. К концу 2016 г. Мараховская уже имела производственный цех площадью 100 кв. м и продавала по 9000 бутылочек в месяц.

Тема очищения от шлаков пользуется в России большой популярностью, хотя серьезных медицинских оснований для этой концепции немного, комментирует Александр Кондрашов, главный врач центра снижения веса «Доктор Борменталь». По его словам, люди склонны верить, что их проблемы со здоровьем и лишним весом можно решить, если что-нибудь съесть или выпить, эта вера неистребима.

Капризные смеси

В качестве сырья используются в основном апельсины, помидоры, морковь, свекла, лимон, лайм, сельдерей, салат, кешью, финики. Мараховская обратилась к поставщикам овощей и фруктов в рестораны. «Иногда приходили просто ужасные помидоры и огурцы. Периодически приходилось возвращать продукты – мягкие яблоки, вялую морковь, подгнившую зелень», – вспоминает она. К тому же в них были нитраты (предпринимательница отправляла овощи на пробу в лабораторию). Превышение допустимой концентрации нитратов в зелени (петрушке и шпинате) обнаруживалось как минимум у половины поставщиков, вспоминает Мараховская. В итоге предпринимательница стала закупать продукты на фермерской ярмарке «Фуд сити», приезжала каждую неделю на арендованной машине. Сейчас у нее около 25 поставщиков, Food SPA еженедельно закупает по полторы тонны продуктов.

Мараховская сразу решила производить продукцию только под заказ. Товар скоропортящийся, хранится не больше двух суток, впрок делать его смысла нет. Дальше Москвы и Московской области продукты с таким коротким сроком хранения возить невозможно. А в жару такие соки могут испортиться за пару часов, если не держать их в холодильнике. Мараховская вспоминает, что как-то летом курьер из-за пробки провел в дороге три часа. Сок испортился, пришлось доставить его снова на следующий день, да еще успокаивать рассерженную клиентку. После этого пришлось выдать курьерам термосумки.

Переезды

В конце июля 2015 г. Мараховская под производство арендовала комнату площадью 15 кв. м в столовой – чтобы не заниматься оформлением санитарных разрешений. Три месяца они вдвоем с помощницей выполняли заказы на бытовой соковыжималке, продали около 1500 бутылочек. Выручка составила 450 000 руб. Затем за 200 000 руб. Мараховская заказала в Южной Корее профессиональные соковыжималку и блендер. Новое оборудование в 2,5 раза увеличило производительность – с 6 до 15 бутылочек в час.

Золотой процент

По оценкам главного врача клиники «Доктор Борменталь» Александра Кондрашова, примерно 1% москвичек готовы постоянно покупать дорогие детокс-продукты, т. е. потенциальных покупательниц детокс-соков в возрасте 25–45 лет в Москве насчитывается минимум 20 000 человек.

Первые заказы выполняла сторонняя курьерская служба, но сроки не выдерживались, клиенты возмущались и отказывались от заказов. Пришлось создавать собственную службу доставки. Сейчас в ней работает 12 курьеров под руководством логиста. Food SPA принимает заказы с доставкой на следующий день. Каждый курьер выполняет по 3–5 доставок в день общественным транспортом, получая сдельную плату за каждый заказ – 300 руб.

К концу 2015 г. количество заказов выросло настолько, вспоминает предпринимательница, что пришлось переезжать в помещение побольше – в 25 кв. м – и расширять штат. Мараховская искала поваров – специалистов по здоровому питанию на рекрутинговых сайтах, в соцсетях и через знакомых. Наняла двух поваров.

К этому моменту Food SPA оформила на соки всю необходимую документацию. Это было несложно, говорит Мараховская, так как с 2008 г. соки не подлежат обязательной сертификации. Мараховская с помощью сторонней юрфирмы получила сертификат, подтверждающий, что товар соответствует санитарно-гигиеническим нормам Таможенного союза. Обошлось это в 40 000 руб.

В новом помещении пришлось оформлять санитарные разрешения: уведомить Роспотребнадзор о начале производственной деятельности, пройти проверку СЭС и получить разрешение на производство. С того момента СЭС предприятие ни разу не проверяла, рассказывает Мараховская. Ярослав Звягин, совладелец компании «Фермерский сок», говорит: «По регламенту проверок пищевых предприятий малого бизнеса, если нет жалоб, плановая проверка проводится раз в три года».

Основные статьи расходов – сырье (30% себестоимости), зарплаты и реклама (по 25%), тара и аренда (по 10%). Чистая рентабельность составляет около 20%, говорит Мараховская.

В марте 2016 г. Food SPA переехала в еще больший цех – площадью 100 кв. м. В общей сложности Мараховская вложила в Food SPA 2 млн руб.

Гламурные клиентки

Летом 2016 г. вложения окупились, уверяет Мараховская. За 2016 г. продажи выросли в четыре с лишним раза: с 2000 бутылочек в месяц в начале года до 9000 в конце. Годовая выручка составила 18 млн руб. Эти деньги принесли Food SPA столичные приверженцы модного ныне здорового образа жизни. Большинство покупателей – женщины 27–45 лет с высоким уровнем дохода, рассказывает Мараховская. Это предпринимательницы, руководители среднего и высшего звена. Постоянные покупательницы делают до четырех заказов в месяц, обычно закупая по 6–10 бутылочек сразу, средний чек – 3400 руб. «Летом спрос падает примерно на 30%, все разъезжаются на отдых, – говорит Мараховская. – А в первые дни после Нового года продажи растут в 2,5 раза: все хотят срочно почиститься после двух недель излишеств».

Клиентов Мараховская привлекает через Instagram и Facebook. Она много тратит на рекламу и продвижение. В 2016 г. она девять раз участвовала в выставках, посвященных правильному питанию, а также часто устраивала бесплатные дегустации на разных мероприятиях – мастер-классах по массажу, бизнес-семинарах, показах мод и «органик-девичниках». Организаторы мероприятий сами выходили на Food SPA, уверяет Мараховская. Клиентская база составляет сейчас 4000 человек, из них 70% постоянных заказчиц, сохраняющих лояльность не менее полугода.

Никто не мешает

Food SPA выпускает по 200–300 бутылочек детокс-соков в день (хотя может и 700, говорит Мараховская). В день поступает от 35 до 80 заказов. Пока предел возможностей – 100 заказов в день. Но к лету Мараховская собирается в очередной раз расширить производство и продавать уже по 30 000 бутылочек в месяц. Кроме того, она расширяет ассортимент. Четыре месяца назад в ассортименте появились «здоровые» батончики в шоколаде, пончики, торты и мороженое из фруктов, орехов и какао. Под них Мараховская за 180 000 руб. приобрела промышленную морозилку.

В Москве насчитывается 80 000–120 000 потенциальных потребителей детокс-соков, говорит Анна Барсукова, основатель компании Organic Religion, выпускающей здоровое питание. Ее компания выполняет около 750 заказов на продукты и напитки в месяц.

Мода на детокс-соки может продержаться довольно долго, отмечает диетолог Кондрашов. Конкуренции со стороны крупнейших производителей соков ни Food SPA, ни Organic Religion не боятся. Анатолий Гаврилюк, генеральный директор компании «Живой сок», считает, что детокс-соки – идеальная продукция для малого бизнеса. Сегмент детокс-соков все же очень мал по сравнению с массовым рынком. А большие компании ориентированы на крупносерийное производство соков с долгим сроком хранения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать