Заводы США заполонили иностранные роботы

США проигрывают Европе и Японии битву за рынок передового промышленного оборудования
Качество сборки машин Dodge Viper на заводе Fiat Chrysler Automobiles в Детройте проверяют роботы/ Jeff Kowalsky/ Bloomberg

Компания Vickers Engineering из Мичигана поставляет прецизионные детали таким корпорациям, как Toyota Motor и Volkswagen, экспортирует продукцию в Мексику и Канаду и воплощает собой американскую мечту в промышленности. По словам генерального директора Vickers Мэтта Тайлера, за последние 10 лет численность сотрудников компании выросла в 5 раз, а средняя зарплата – вдвое. Важную роль в успехе Vickers сыграло передовое промышленное оборудование, произведенное в Японии и Германии.

Своих первых промышленных роботов Vickers приобретала в 2006 г. и выбирала между моделями, сделанными в Европе и Японии. С тех пор компания покупает только японских роботов. «Нам неизвестно о существовании аналогичной продукции американского производства», – говорит Тайлер.

В чем опередили

США проигрывают битву за рынок передового промышленного оборудования – от станков с ЧПУ до интеллектуальных упаковочных линий и роботов-манипуляторов. По данным министерства торговли, в прошлом году дефицит внешнеторгового баланса США с Японией, ЕС и Швейцарией в сфере промышленного оборудования составлял $4,1 млрд – это вдвое больше, чем в 2003 г. Показатель 2016 г. ниже, чем был в 2001 г. ($7 млрд), но это связано в первую очередь с приходом иностранных производителей в США, а не с возрождением американских производителей промышленного оборудования. Экспорт из США в основном включает поставки запчастей и менее сложного оборудования в развивающиеся страны. Передовое промышленное оборудование Штаты импортируют.

Американские компании проигрывают и борьбу за долю на домашнем рынке. По данным немецкой группы VDMA, в 1995 г. они удовлетворяли 81% спроса на заводское оборудование в США, в 2015 г. – только 63%.

Критика президента Дональда Трампа, призывающего больше производить в США и меньше импортировать, заставила многие компании нарастить инвестиции в производственные мощности на территории страны. Но это может привести к росту импорта промышленного оборудования, аналогов которого на территории Штатов не производится. При прочих равных компания предпочла бы оборудование американского производства, уверяет Тайлер.

Сейчас в гонку инноваций активно включился Китай: национальная стратегия Made in China 2025 предполагает, что КНР должна добиться лидерства в передовых производственных технологиях отчасти путем агрессивного приобретения иностранных компаний. Примером такой сделки является прошлогодняя покупка китайской компанией Midea Group немецкого производителя промышленных роботов Kuka.

Семейная компания из Луизианы по производству формованных пластмассовых компонентов Noble Plastics начинала бизнес в 2000 г., имея одну подержанную формовочную машину американской компании Newbury Industries. Судьба Newbury оказалась довольно типичной для отрасли: в 1996 г. ее купила немецкая компания, которую в 2008 г. поглотил японский конкурент. Сегодня в цехах Noble Plastics – управляемые по цифровой сети немецкие линии для литья под давлением Arburg и японские роботы-манипуляторы Fanuc. Некоторые двигатели, датчики, а также системы для проектирования изделий и управления процессами созданы в США, но сердце завода Noble Plastics – Fanuc, говорит президент компании Мисси Роджерс. Она регулярно посещает выставки промышленного оборудования, чтобы быть в курсе инноваций, но на них, по ее словам, каждый год представлены одни и те же компании – преимущественно европейские и японские.

Хроника отставания

В 1970-е гг., когда передовыми технологиями в сфере промышленного оборудования были тяжелые станки, на рынке доминировали США. По данным Международной федерации робототехники, первый промышленный робот, двухтонный Unimate, был сделан в Коннектикуте и в 1961 г. установлен на заводе General Motors (GM) в Нью-Джерси. GM и Ford Motor тестировали промышленных роботов на протяжении 1970-х гг. В 1982 г. GM создала совместное предприятие с Fanuc.

Однако в 1980-е гг. в США начался спад промышленного производства и, по данным исследования Rand Corp. 1993 г., закрылись 70% станкостроительных предприятий. Падение спроса на оборудование продолжилось и в XXI в. Кроме того, промышленный спад привел к снижению потребностей в квалифицированных специалистах по производству оборудования, что обернулось утечкой мозгов в иностранные компании, впоследствии усилив технологическое отставание США.

При этом в Европе и Японии правительства активно финансировали новые исследования и разработки, а производители различных товаров, от лекарств до автомобилей, требовали от местных машиностроительных компаний все более специализированных систем.

На фоне финансовых трудностей GM в 1992 г. продала Fanuc свою долю в совместном предприятии. Сегодня Fanuc поставляет промышленных роботов компаниям из множества отраслей, в том числе самой GM.

Производитель электромобилей Tesla, которого часто приводят как пример высокотехнологичной американской компании, также импортирует промышленных роботов. Завод компании в Калифорнии оборудован манипуляторами Kuka. А недавно Tesla приобрела немецкую компанию Grohmann, специализирующуюся на автоматизации заводов. Для строительства и оснащения нового завода в Неваде Tesla были нужны «лучшие специалисты в разработке автоматических производственных систем», говорилось в заявлении компании. «Если вы хотите построить новый завод в США, вам придется импортировать значительную часть оборудования и технологий, потому что местные альтернативы практически отсутствуют», – говорит Торстен Геде, менеджер немецкой инвесткомпании Deutsche Beteiligungs, продавшей Grohmann. В Tesla отказались от комментариев.

Ставка на стартапы

Владелец небольшой металлообрабатывающей компании Marlin Steel Wire Products из Балтимора Дрю Гринблатт с 2001 г. потратил на современное оснащение завода $5,5 млн. Он приобрел оборудование японской Yaskawa Electric и немецкой Trumpf, но этот выбор не приводил его в восторг, потому что большинство систем автоматизации производства рассчитано на крупные предприятия, имеющие в своем составе отдельные департаменты, занимающиеся внедрением технологий.

Обещанные меры

В 2012 г. советники президента Барака Обамы по науке подготовили доклад, в котором говорилось, что США уступили другим развитым странам лидерство в гонке инноваций в секторе промышленного оборудования. Администрация Обамы в 2014 г. запустила программу поддержки инноваций в промышленном производстве и обещала выделить более $1 млрд на создание «сети для развития промышленных инноваций», которая должна состоять из исследовательских лабораторий, получающих государственное финансирование, университетов и компаний. Другие участники проекта должны вложить в нее более $2 млрд.

Около двух лет назад Гринблатт вместе с группой выпускников Университета Джона Хопкинса основал стартап Ready Robotics, разрабатывающий упрощенные интерфейсы для промышленных роботов, чтобы этой технологией автоматизации могли пользоваться и малые предприятия.

Финансовый директор Trumpf Ларс Грюнерт, ранее руководивший бизнесом компании в США, видит значительный потенциал американцев в разработке программного обеспечения. Мировой центр исследований и производства лазерного оборудования Trumpf расположен в Нью-Джерси.

Американские компании сильны в разработке и производстве сенсоров для роботов, позволяющих автоматическим производственным системам реагировать на изменение среды, а не просто выполнять повторяющиеся действия. Президент отраслевой ассоциации Association for Advancing Automation из Мичигана Джефф Бернстейн считает, что у небольших технологических компаний из США есть мощный потенциал инновационного развития в сфере автоматизации производства.

Несколько лет назад бостонская Teradyne хотела приобрести компанию, специализирующуюся на разработке коботов – роботов нового поколения, предназначенных для совместной деятельности с людьми, но не смогла найти объект для поглощения в США. В 2015 г. Teradyne купила датскую Universal Robots. «США не участвовали в развитии систем автоматизации производства. Но они могут воспользоваться его плодами», – говорит генеральный директор Teradyne Марк Джагиела.-

Перевела Надежда Беличенко