Статья опубликована в № 4311 от 27.04.2017 под заголовком: Научить по делу

Как Сбербанк и Google просвещают малый бизнес

Они учат предпринимателей не ради благотворительности
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Исполнительный директор татарстанского медицинского центра DicomClinic Лилия Кильдеева случайно наткнулась в интернете на сообщение об онлайновой учебной программе «Бизнес класс», которую совместно с компанией Google запустил Сбербанк. В первую группу набирали тех, кто имел опыт работы и предпринимателем, и топ-менеджером, рассказывает Кильдеева. Клиника ставила перед собой цель увеличить количество пациентов, приходящих на диагностику в первый раз, и Кильдеева записалась на учебу, надеясь получить полезные знания для привлечения пациентов.

В Москве каждое пятое-шестое малое предприятие закрывается, не проработав и года, говорит член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. Прежде всего это касается сегмента бытовых услуг и общепита. Главная причина неудач – недостаток знаний, предпринимательского опыта и квалификации, считает вице-президент Сбербанка Андрей Шаров. По его словам, «Бизнес класс» поможет устранить пробелы в образовании предпринимателей. Проект финансируют Сбербанк и Google. Инвестиции партнеры не раскрывают. Шаров пояснил, что основные расходы – это разработка сайта и видеоконтента, а также привлечение экспертов и проведение очных семинаров. Банк нанял 100 тренеров, еще 500 наставников-бизнесменов работают на общественных началах.

Не первые

Сбербанк не первый. В январе 2016 г. Альфа-банк открыл образовательный центр, в котором эксперты, руководители проектов и топ-менеджеры банка проводят платные семинары как для клиентов-предпринимателей, так и для людей со стороны – банковских служащих, линейных менеджеров и директоров по персоналу.

У Промсвязьбанка 2,5 года назад тоже появилось два просветительских проекта для предпринимателей – «Честнок» и «Бизнес в объективе». «Честнок» 3–5 раз в неделю публикует интервью с успешными предпринимателями, а «Бизнес в объективе» – это площадка для предпринимателей, готовых рассказать о себе и показать свой бизнес в фотографиях, говорит представитель банка Дарья Козырева.

Берут масштабом

Программа стартовала в апреле 2016 г. в Татарстане. Зарегистрировалось там на нее 30 000 предпринимателей, но к настоящему времени 5000 человек закончили обучение и еще 4000 продолжают учиться. Каждый третий предприниматель, заинтересовавшийся программой, проходит ее до конца – неплохой результат для бесплатной учебной программы, считает Шаров. Позднее подключились Свердловская, Нижегородская, Владимирская и другие области. В 2017–2018 гг. программу закончат 103 000 предпринимателей.

Пополнить бюджет

6 млрд руб. налогов получит бюджет, если «Бизнес класс» пройдет 103 000 предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. По подсчетам Шарова, если из них 10 000 откроют свое дело и будут успешны, при среднем обороте компании в 10 млн руб. их совокупный доход составит 100 млрд руб. в год

Успех программы Сбербанка объясняют поддержкой региональных властей. Президент Татарстана даже рекомендовал муниципальным чиновникам пройти «Бизнес класс», чтобы общаться с предпринимателями на одном языке. По словам представителя Сбербанка, банк действует через региональные представительства «Опоры России» и «Деловой России», а те уже информируют местный бизнес. По словам Шарова, о программе недавно дал положительное заключение первый вице-премьер Игорь Шувалов, который порекомендовал расширить программу. Поэтому организаторы распространят ее не на 10, как планировали, а на 41 регион.

Ликбез от банкиров

Большинство российских предпринимателей – самоучки: они не имеют степени MBA и работают, руководствуясь здравым смыслом, жизненным опытом и интуицией, многие из них хорошо разбираются в своем продукте, но мало что понимают в бухгалтерском учете, стратегическом планировании и управлении финансами, рассуждает старший партнер компании FilippFinance Андрей Филиппов.

«Бизнес класс» рассчитан как на действующих, так и начинающих предпринимателей. Первые на занятиях анализируют слабые стороны своего бизнеса, узнают о том, какие процессы в компании можно оптимизировать и как развивать компанию. А новичков учат азам: как разработать бизнес-план, зарегистрировать компанию и начать дело. Учиться в «Бизнес классе» могут даже безработные. По словам Шарова, Сбербанк ведет сейчас переговоры с Рострудом о том, чтобы регионы выдавали гранты на развитие своего дела безработным, получившим сертификат программы. Роструд инициативу поддерживает, но пока не готов сообщить детали, рассказала пресс-служба.

Программа длится почти полгода и помимо видеоуроков и вебинаров для всех включает четыре очных восьмичасовых мастер-класса для 250 лучших учеников в регионе. В группу лучших попадают те, кто набрал наибольший балл при входном тестировании и выбрал наиболее интенсивный курс обучения. Они также получают возможность общаться с наставниками.

Выгоды учительства

Как утверждает руководитель отдела маркетинга для малого и среднего бизнеса «Google Россия» Олег Голицын, компания заинтересована в том, чтобы предприниматели профессионально вели бизнес и получали максимальную выгоду от использования интернета, замечает он.

Фотоувеличение

Предприниматель из Екатеринбурга Павел Бабушкин, имеющий небольшой бизнес по изготовлению фотокниг, учиться в «Бизнес классе» начал в этом году. Самыми полезными модулями программы он считает те, что учат работе с клиентами. Раньше покупатели находили Бабушкина через сарафанное радио. Он даже не мог оценить, какая доля обратившихся становилась заказчиками. Но на «Бизнес классе» Бабушкин освоил контекстную интернет-рекламу, и это увеличило продажи. Начав учиться, он нанял двух новых сотрудников – литературного редактора и цветокорректора – и внедрил новый онлайн-сервис для клиентов, которые хотят создавать фотокнигу по индивидуальному дизайну. Сейчас примерно каждый 30-й посетитель сайта делает заказ, но Бабушкин надеется достичь конверсии в 5–7%.

Чем грамотнее заемщик, тем ниже риск банкротства предприятия, говорит Филиппов. За счет прошедших подготовку в «Бизнес классе» предпринимателей Сбербанк планирует расширить круг надежных заемщиков, сказал Шаров. По его словам, банк будет следить за успехами лучших учеников и те предприниматели, у которых в течение года после обучения вырастет выручка, прибыль, увеличится количество рабочих мест, могут рассчитывать на кредиты по выгодной ставке.

Алексей Борисов, руководитель образовательного проекта «Альфа-опыт», говорит, что Альфа-банк надеется с помощью «Альфа-опыта» повысить лояльность имеющихся корпоративных клиентов. С этого года они могут участвовать в проекте как преподаватели. Для корпоративных клиентов преподавание – полезный маркетинговый ход, поясняет Борисов. Они рассказывают о своем бизнесе широкой аудитории и стараются, чтобы ученики стали клиентами их компаний. С начала 2017 г. Альфа-банк обучил 500 человек, четыре корпоративных клиента банка стали преподавателями «Альфа-опыта». Альфа-банк использует «Альфа-опыт» и для поиска талантов среди учеников. В этом году, например, банк взял в штат двух участников программы на должности риск-менеджеров. Благодаря просветительским проектам, говорит Козырева, Промсвязьбанк дополнительно получает больше 100 заявок в месяц на продукты и сервисы для малого бизнеса.

Польза для предпринимателей

В августе 2016 г. Кильдеевой как лучшей ученице дали в помощь наставника – Ирину Гарнье, управляющего партнера французской консалтинговой компании IB2C France SAS, специалиста по ландшафтному дизайну и благоустройству городов. Кильдеева поначалу отнеслась к наставнику скептически: мол, между медициной и ландшафтным дизайном нет ничего общего. Но общение оказалось полезным. Гарнье сказала ей, что сегодня для привлечения пациентов традиционных методов (сайта, рекомендаций врачей и партнеров, сарафанного радио, рекламных листовок) недостаточно. Она посоветовала активнее использовать социальные сети и интернет-маркетинг. Кильдеева совету вняла и наняла двух специалистов по контекстной рекламе. По ее словам, в ноябре 2016 г. количество пациентов, впервые обратившихся в DicomClinic, увеличилось на 7% по сравнению с августом.

Читать ещё
Preloader more